пятница, 31 декабря 2021 г.

Два фрегата — брата или две сестры — «Паллады»


Фрегат Паллада 1831 г/п
В достаточно богатой истории парусного флота дореволюционной России, затем 
Советского Союза и, наконец, почти имперской правопреемницы — всем известной Российской Федерации, кроме уже выше упоминавшихся в блоге известных кораблей, существовали ещё два парусных фрегата — два брата под названием «Паллада».

Видимо, кроме одноимённости кораблей, интересно также происхождение названия, носимое бортами в разные годы и обязанное своим появлением древнегреческой мифологии. «Паллада» — известное имя мифологической внучки Океана и дочери Тритона, случайно погибшей от руки молочной сестры Афины, богини военной стратегии и мудрости.

"Паллада" 1989 года
Первый из фрегатов был заложен в Санкт-Петербурге ровно 190 лет назад — 2 ноября, в благословенную среду 1831-го, а 1 сентября следующего года придёт и 190-летний юбилей его спуска на балтийскую воду.

Там же парусник и базировался. Младший его брат — фрегат или, можно сказать, её сестра — «Паллада», названная так в честь своей предшественницы, была спущена со стапеля польской судовой верфи города Гданьска в июле 1989-го. В том же, следующем, 2022 году современному паруснику исполнится уже... треть столетия — 33 года.

Так в чём же, (называемая специалистами историческим «новостроем»), сегодняшняя «Паллада», приписанная к порту Владивостока, отличается от фрегата первой трети XIX века? Прежде всего, конечно, своими размерами. Парусник современной постройки вдвое больше, по крайней мере, — по длине корпуса, высоте борта и, естественно, водоизмещению.

Фрегат "Дружба" 1987
Если исторический раритет имел размеры: 52,73 м по длине, 13,31 м по ширине, при высоте борта 4 метра и осадке от 5 до 7 метров в корму, то длина фрегата, названного в его честь составляет около 109 м (с бушпритом), ширина — 14 м при высоте борта 10 м и осадке 6,6 м.

Водоизмещая 2284 регистр/тонны, на своих почти 50-метровых мачтах он может нести 26 парусов — общей площадью 2771 кв. м, развивая при этом около 19 (!) узлов хода.

Парусник "Мир" 1987
Капитан, (а на новой «Палладе» их было уже трое: Юрий Арсентьев, Николай Зорченко и Сергей Толовиков) во главе пятидесяти членов экипажа может совершать автономное плавание в течение календарного месяца, при этом «обкатывая» на борту 144 кадета (курсанта).

А так как современный чудо-парусник принадлежит ныне Дальрыбвтуз (Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету), то понятно, что «пассажиров» — практикантов на его палубе  всегда бывает достаточно.

Фрегат "Херсонес" 1988
Вообще-то незадолго до своей кончины Советский Союз заказал на гданьской судоверфи сразу пять однотипных парусных фрегатов.
Первый из них — «Дружба» для ОНМА (Одесской Национальной Морской Академии) лихо сошёл со стапеля в 1987-м. В том же году был спущен на воду второй парусник — «Мир», заказанный для Государственного университета морского и речного флота города Ленинграда.

Фрегат "Надежда" 1991
Третьим, в 1988 году стал борт «Херсонес» — для Севастопольского филиала Государственного морского университета в городе Сочи. В 1989-м — четвёртым сошёл со стапеля для Владивостока уже упомянутый фрегат «Паллада».

И, наконец, самым последним, в 1991 году (так же для города Владивостока) был построен парусник «Надежда». Сегодня его законный обладатель — ФГУП «Росморпорт». Вполне вероятно, что рассказы об этих трёхмачтовых красавцах-фрегатах ещё впереди.

Комментариев нет: