понедельник, 6 октября 2014 г.

Тур Хейердал — 100 лет под парусом бога Солнца

       
Впервые наш народ услышал громкое имя Тура Хейердала в начале 1970-х, когда в журнале «Вокруг света» начали печататься путевые дневники Юрия Сенкевича (1937–2003), нашего советского врача-физиолога и очень большого энтузиаста, участвовавшего в трёх опасных океанских экспедициях норвежского антрополога.

Сегодня, спустя около одиннадцати лет после его кончины, имя медика Юрия Александровича Сенкевича несомненно продолжает оставаться довольно известным в медиа-пространстве, согласно статусу российского учёного, ведущего Клуба путешественников и просто улыбчивого добродушного человека.

А тогда, ровно 45 лет назад — в конце мая 1969 года, он в качестве судового врача впервые оказался на борту необычного плавсредства. Капитаном 12-метровой папирусной лодки и руководителем экспедиции был Тур Хейердал (1914–2002), успевший уже прославиться в 1947 году плаванием на плоту «Кон-Тики». Но лучше рассказать о юбиляре всё по порядку.

Тур Хейердал
Итак, Тур Хейердал родился в норвежском городишке Ларвике 6 октября 1914 года. Исходя из того, что его 50-летний, умудрённый житейским опытом отец был успешен и представлял собой состоятельного владельца солидной пивоварни, — семья любознательного мальчика не бедствовала.

Из всех исторических источников явствует, что… почему-то до своих 19 лет молодой Хейердал получал среднее образование. При этом в год своего совершеннолетия он не упускает шанса познакомиться с будущей женой и матерью двух совместных сыновей — Лив Кушерон-Торп (1916–14.04.1969).

В 1933 году Тура, наконец-то, зачисляют студентом геофака довольно престижного государственного университета в городе Осло. На лекции он отправляется вместе со своей возлюбленной девушкой Лив, изучающей в этом же университете экономику.

Лив Кушерон-Торн
В самом конце 1936 года они становятся мужем и женой. Хейердал, к всеобщему удивлению близких и друзей, после трёх с половиной лет обучения (семи семестров), покидает университет. Тем самым он обрекает себя на статус и злое прозвище «недоучки» во многих предстоящих ему научных спорах.

Весь последующий трудный 1937 год молодожёны проводят в длительной научно-свадебной экспедиции за пределами городской цивилизации. Любящая пара наслаждается совместным пребыванием на одом из самых южных клочков земли из Маркизской группы островов Тихого океана — Фату-Хива.

Начало Второй мировой войны прерывает семейную и научную идиллию. Подданный Норвежской Короны отправляется в США, а затем в Англию для получения военной подготовки. Пройдя ускоренные курсы обучения радистов-диверсантов, будущий пацифист получает звание лейтенанта вооружённых сил. Заброска диверсионной группы в оккупированную Норвегию и вся последующая военная деятельность заканчивается, к счастью для 31-летнего Хейердала, без каких либо потерь.

После победного завершения Второй мировой войны исследовательская страсть продолжает бушевать в душе молодого учёного. В 1947 году он строит плот из стволов бальсового дерева, получивший экзотическое название по имени легендарного перуанского вождя «Кон-Тики».

Тур Хейердал организовывает на своём плоту экспедиционный 101-суточный переход через просторы Тихого океана — от Южной Америки до Полинезии. Последующие двенадцать лет посвящаются сухопутным научным изысканиям.

Но к новому 1969 году созревает научная гипотеза трансатлантических контактов между Африкой и островами Полинезии. Кроме того, в этом же году неуёмный Тур отмечает 20-летие своего второго брака, принёсшего ему ещё трёх дочерей. Любимая жена и единомышленница — Ивонна Дедекам-Симонсен, помогает ему в организации рискованной экспедиции.

Ивонн Дедекам-Симонсен
Несмотря на некие обвинения в лженаучности, и согласно убеждённости Хейердала, идея требует экспериментально-практичкского подтверждения. Учёный предполагает, что по причине полного отсутствия на марокканском побережье Африки корабельного леса, аборигены использовали… траву! Так рождается папирусная лодка «Ра» — по имени бога Солнца.

На её изготовление уходит полных 12 тонн (150 м3) стеблей бумажного папируса; полтора месяца (с 11 марта по 28 апреля 1969 года) работы трёх чернокожих мастеров, их белых снабженцев, находящихся на подхвате и уйма нервов учёного «авантюриста» из Норвегии. Многие конструктивные и технологические просчёты едва не приводят экспедицию к физическому краху. Спустя 52 дня плавания — 18 июля удручённый экипаж покидает разваливающуюся лодку.

Их подбирает на борт подоспевшая океанская яхта «Шенандоа» с их ангелом-хранителем Ивонной Дедекам на палубе. До земли остаётся ещё 350 морских миль. Команда с неохотой оставляет полупритопленную груду папируса, но капитан Хейердал твёрдо прерывает эксперимент, не желая человеческих жертв. Несмотря на некоторую незавершенность плавания, мореходы становятся героями. Вскоре они сговариваются повторить попытку через год! И уже в начале весны следующего года, Хейердал приступает к постройке новой лодки — «Ра-II».

Точно к намеченной Туром дате — 24 апреля строительство завершается, и 7 мая «Ра-II» гордо красуется на водной глади. Спустя десять месяцев после первой попытки и десять дней после спуска на воду — 17 мая 1970 года, обновлённый экипаж (снова от берегов Марокко) выходит в океан.

На этот раз экспедиция полностью удалась. Переход составил более трёх с четвертью тысяч миль в течение 57 суток и был успешно завершён 12 июля на острове Барбадос. Остаётся добавить, что неутомимый учёный и уже опытный мореплаватель на этом не останавливается. После семилетнего перерыва он строит свою последнюю тростниковую лодку — «Тигрис».

От берега реки Тигр 18-метровая ладья отходит 23 ноября 1977 года. Тур Хейердал держит путь через Персидский залив в Аравийское море. Идея — показать возможные контакты между Хараппской цивилизацией и Месопотамией.

Однако на этот раз судьба оказывается не столь благосклонна. В начале декабря лодка терпит бедствие. И только спустя три недели после спасения советским судном и проведения необходимого ремонта она продолжает путь.

Последняя каверза поджидала экспедицию Хейердала у входа в Красное море. Ни одна из прилегающих к акватории пролива стран не оказалась по-доброму и с пониманием заинтересована в присутствии «Тигриса». Дело довершили начавшиеся в непосредственной близости франко-англо-американские военно-морские маневры. Такая обстановка действительно становилась опасной.

Исчерпав свои коммуникативные способности, утомлённый, почти 64-летний учёный, Тур Хейердал принимает решение прервать более чем четырёхмесячную экспедицию. Днём, 3 апреля 1978 года экипаж в знак протеста против античеловечности и милитаризации мира ведущими странами, — сжигает «Тигрис»!

Тур с супругой — Жаклин Бир
Вот таков он, известный юбиляр. И слава богу, что он послал ему достаточно продолжительную жизнь. Ведь 87 лет, прожитых Хейердалом, это гораздо больше 66-летнего срока, отпущенного нашему врачу Юрию Сенкевичу, непременному участнику трёх последних морских экспедиций.

А, если учесть, что за десяток лет до кончины неуёмный норвежец не отказался доставить себе удовольствие сочетаться браком в третий раз, можно молча склонить перед ним голову. Очевидно, «молоденькая» парижанка — актриса, некогда владевшая титулом «Мисс Франции» — явилась его последним призом за всю беспокойно прожитую жизнь!