воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Григорий Чухрай: «Баллада о солдате» — шедевр мирового кино

   
В далёком 1960 году на кинофестивале в Каннах была представлена советская художественная лента «Баллада о солдате». Режиссёр фильма, 39-летний Григорий Чухрай в один день вдруг превратился в мастера мировой величины.

Несмотря на довольно стойкое холодное американо-советское противостояние, полвека и пять лет назад весь мир стоя аплодировал лучшим представителям русской киношколы. Искусство оказалось гораздо выше любых политических разногласий.

К 1960-м годам прошлого столетия неуловимо сместился художественный акцент, проявлявшийся в кинокартинах о недавней Отечественной войне. Памятуя о больших полководцах и громких победах, режиссёрская камера тем не менее стала обращаться к маленькому рядовому солдату.

К той незаметной роли, которую он исполнял в мировой трагедии, к его душе, семье и любимым. Личное человеческое горе выходило на передний план киносюжета, растворяясь каплей боли в лавине общечеловеческой беды.

Жанна Прохоренко
Именно такой фильм и снял Чухрай к 15-летию победы. В Советском Союзе премьера прошла в первый день декабря 1959 года. Зритель по-доброму был шокирован сценарием и мастерством создателей фильма. В итоге кинолента получила более 100 зарубежных премий, не считая отечественных наград.

Несомненной удачей режиссёр обязан и своей военной молодости. Осенью 1939 года он был призван в армию, угодив к самому началу Второй мировой войны. В 1953 году, окончив режиссёрский факультет, 32-летний ветеран уже знал, что и как будет снимать.

Чухрай избежал ненужного пафоса и кровавых военных сцен. Фильм получился светлым и грустным. Озарённым юной красой персонажей и нерешительностью первой любви, со всей жёсткостью солдатской судьбы, горем матери и благодарными зрительскими слезами.

Владимир Ивашов
Каннский кинофестиваль 1960 года проводил свой 13-й форум. Видимо эта цифра оказалась не до конца счастливой для съёмочной группы Григория Чухрая. Главный приз фестиваля — «Пальмовая ветвь» был отдан Федерико Феллини за его «Сладкую жизнь».

Признанный итальянский киномастер — соперник вполне достойный, сотворивший не один шедевр. Мечтал ли военный ветеран и молодой режиссёр вступить с ним в состязание? Думаю, да! Иначе жюри не удостоило бы его специального приза.

Но европейский кинозритель счёл несправедливым вручение главного приза фестиваля — «Пальмовой ветви» итальянской картине. Зал встретил неодобрительно решение киносудей, последовали выкрики и удивлённый шум.

Однако главное было достигнуто — Европа поняла и полюбила наше военное кино. Она высоко оценила режиссуру и актёрское мастерство юных и прекрасных девятнадцати–двадцатилетних студентов — Жанны Прохоренко и Володи Ивашова.

Очень несладко в дальнейшем сложились их личные судьбы, но начало киножизни было захватывающим! В двадцать лет стать кумиром не только огромной страны, но всей Европы и Америки — это похоже на чудесное восхождение к царскому трону. Они с этим справились!