В конце года нас ожидает культовое событие. В новогоднюю ночь с 2015-го на 2016 год исполнится ровно сорок (!) лет обожаемому телефильму нескольких поколений — это «Ирония судьбы».
Успех этой почти непревзойдённой ленты фееричен! В Советском Союзе отсутствовал хотя бы один социализированный житель, не знавший «новогоднего чуда» от Эльдара Рязанова.
Режиссёр авторских комедий, в свои 47 лет пребывал в активном состоянии профессиональной собранности, готовый с риском получения инфаркта достигать творческих вершин. Окрылённость его артистической души спроецировалась на экран абсолютно новым качеством народного кино. Подбор актёров — одна из важнейших заслуг постановщика.
Он впустил в наш дом любимых персонажей, внёсших к праздничному столу всю теплоту и грусть волшебной сказки, ожидаемой утомлённым «совколюдином» всю жизнь. Эффект сродни внезапно распахнувшемуся окну во вьюжную новогоднюю ночь. Многомиллионный народ встрепенулся. Он понял, что для него началась новая экранная эра актуального своей «сиюминутностью» талантливого фильма.
Приевшаяся за два последних десятилетия «Карнавальная ночь» (1956) того же Эльдара Рязанова и песенный припев о пяти минутах в исполнении Людмилы Гурченко уходили в прошлое. Туда же отправлялись и рассказы о вечерах на хуторе близ Диканьки, снятые великим сказочником Роу в почти таком же далёком 1961 году. Казалось, что революционным путём, наконец, произошла достаточно эпохальная смена новогодней «кинозаставки» для всех телеэкранов огромной страны.
Произошедший «переворот» стряхнул седую пыль с телевизионной сети 1970-х. Принял и утвердил на экране стихи не очень жалованных «совком» поэтов. Возродились в новом звучании строки гонимых мастеров: Бориса Пастернака и уникальной Марины Цветаевой, незнакомого нам Михаила Львовского и певучей Бэллы Ахмадулиной. Лейтмотивом народного фильма стала песня на слова расстрелянного в 1938-м Владимира Киршона — «Я спросил у ясеня…».
Великолепные мастера — бессменный композитор МикаэльТаривердиев, Сергей Никитин и молодая Алла Пугачёва поработали над музыкой и исполнением. Спустя четыре десятилетия мы продолжаем с грустным умилением воспринимать их голоса и ощущать минуты соприкосновения с настоящим искусством.
Картина подкупила своей необычной свежестью, узнаваемостью образов, интеллигентностью и душевной теплотой. Супружеские пары советского пространства вдруг осознали, что за гранью их беспросветного «фабрично-заводского» существования, именуемого жизнью — ещё присутствует чудо.
И короткая дорога к этим чудо-реалиям оказалась вдруг совершенно рассекреченной удивительным сказочником по фамилии Рязанов. Достаточно ещё белым днём 31 декабря отправиться с друзьями в традиционную баню, чтобы почти к бою новогодних курантов оказаться в постели любимой женщины.
Открытая для нас Рязановым Барбара Брыльска, — не по-русски красивая польская составляющая восхитительного дуэта и интеллигентно мягкий, неподражаемый Андрей Мягков не позволяют нам в этом усомниться...