Ровно 70 лет назад в тяжёлом военном 1944 году вдруг вышла из-под лёгкого пера, тогда 36-летнего писателя и, видимо, умницы — Ивана Ефремова довольно удачная морская повесть о быстроходном чуде — одном из самых лучших чайных клиперов Британского торгового флота.
Литературное произведение называлось «Катти Сарк» (англ. Catty Sark — в переводе с шотландского — «Короткая Рубашка»).
Казалось бы, не самое подходящее время для романтической морской темы. Ещё гибли люди на полях Второй мировой. Тем не менее, повесть, приуроченная к 75-летнему юбилею сохранившегося представителя самых быстроходных парусных судов в акватории планеты была по достоинству оценена и, слава богу, увидела свет.
Казалось бы, не самое подходящее время для романтической морской темы. Ещё гибли люди на полях Второй мировой. Тем не менее, повесть, приуроченная к 75-летнему юбилею сохранившегося представителя самых быстроходных парусных судов в акватории планеты была по достоинству оценена и, слава богу, увидела свет.
![]() |
Модель клипера "Catty Sark" |
Таким образом, имеем сегодня длинный, то есть двойной юбилей — 145-летие со дня рождения «Катти Сарк» и 70-летие выведения её гордого имени на литературные просторы Советского Союза.
Да, действительно в 1944-м году ХХ столетия исполнилось три четверти века со дня постройки Catty Sark. Клипер (от англ. to clip — стричь, срезать) был спущен на воду в благодатный вторник, 23 ноября 1869 года, а 16 февраля 1870-го, в благословенную сре́ду отправился в свой первый — «девичий» рейс к далёкому Шанхаю.
![]() |
Джон Уиллис |
Новорожденный клипер был дооснащён такелажем и укомплектован опытной командой в течение всего 84 дней. Эта работа лежала на плечах его владельца и первого капитана, трудяги и романтика парусов — Джона Уиллиса.
Он настойчиво рвался в океан, не уступая в напористости шотландской ведьме «Нэн», слегка прикрытой только сексуально-короткой ночной рубашкой… Её мифическое тело с оголённой девичьей грудью, как и золоченая надпись имени, украшало собой подбушпритье стремительного корпуса. Это была дань заветной романтической мечте...
![]() |
Фото реальной "Catty Sark" |
…Не просто — кое-как преодолевать морское пространство, но легко скользить над ним (то есть «стричь» волны). Не грубовато, по-архимедовски водоизмещать, а растворяться в облаке парусов, движимых даже самым лёгким бризом. И парить на скорости до двадцати узлов в столь желаемый мореходными душами и, конечно, необходимый «гончим псами океана», шквальный ветер!
Эркюль Линтон — проектант и владелец шотландской судоверфи ScottL & Linton, обосновавшейся в приречном городе Думбартоне, отнёсся к делу весьма ответственно. Его удачный проект вполне можно назвать шедевром парусного кораблестроения.
![]() |
Эркюль Линтон |
Щепетильный заказчик — будущий судовладелец должен всегда присутствовать, наблюдая изначальное «зачатие», долгую «беременность», и сопровождать трудные «роды» своего желанного корабля, а потому неугомонный капитан-романтик Джон Уиллис просто жил на набережной верфи.
Мечта, материализующаяся на его глазах, приняла форму трёхмачтового прогонистого, как лезвие ножа, клипера. При длине корпуса около 65 м, и ширине в миделе менее 11,5 метров, он имел остойчивую шестиметровую осадку, гордо водоизмещая 2134 тонны.
Почти 47-метровая грот-мачта, изящной иглой пронзала небо, теряясь своим топом в редких лучах благосклонного осеннего солнца. Парусное облако полного вооружения всех мачт являло собой около трёх тысяч квадратных метров качественного полотна в виде 36 парусов, что вполне позволяло Catty Sark проходить более 360 миль в сутки.
Этому также способствовала обшивка подводной части корпуса трёхтысячным количеством листов мюнц-металла (сплав меди с цинком). Защита работала так же, как наша сегодняшняя необрастайка — краска на основе едкой медной пудры, препятствующая расселению на корпусе морских микроорганизмов (ракушек, водорослей и т.п.)
Этому также способствовала обшивка подводной части корпуса трёхтысячным количеством листов мюнц-металла (сплав меди с цинком). Защита работала так же, как наша сегодняшняя необрастайка — краска на основе едкой медной пудры, препятствующая расселению на корпусе морских микроорганизмов (ракушек, водорослей и т.п.)
Металлический (ковкого чугуна) шпангоутный набор был обшит вязовой доской, именующейся в Средней Азии карагачом. Борт выше ватерлинии и палуба обтянуты безупречным индийским тиком, общеизвестным своей стойкостью к большим нагрузкам и беспощадному течению времени.
![]() |
Чугунные шпангоуты парусника |
Предельно допустимо высокие фок –, грот – и бизань – мачты, визуально довольно широкий размах основных парусных рей и три десятка «палубных молодцов» — профессиональных матросов делали скоростные качества Catty Sark непревзойдёнными.
Как непревзойдённым постарались сделать и качество нового шотландского виски под звучным наименованием Catty Sark. Винодельческая компания Berry Brothers & Rudd с 1923 года держит марку на брендовой высоте… вот уже 91-й год, превысив 85-летнее пребывание в водах своего знаменитого прототипа.
![]() |
Работы по обшивке корпуса |
Известно, что самые первые в мире — лёгкие, стремительно «стригущие» океанские гребни клипера начали давно строить на своих далёких берегах всегда продвинутые американцы. Новые проекты появились почти в самом конце первого бурного десятилетия позапрошлого столетия.
В XIX веке — веке железа и пара, неудержимо взрослеющему человечеству, давно освоившему парус как движитель, уже мало было только лишь просто перемещаться. И срочные ценные грузы, и развивающаяся почта требовали скоростей… А что уж говорить о поставках в Старый свет цейлонского чая! Они должны были быть «мгновенными».
![]() |
Ведьма Нэн под бушпритом |
Вот эту «мгновенность» и обеспечивали десятки чайных клиперов, прозванных «гончими псами океана». Среди них лучшими и скоростными по праву считались Catty Sark и спущенные годом раннее — «Фермопилы».
Между этими двумя парусниками происходила настоящая дуэль. Они ходили, что называется, «ноздря в ноздрю». Разницы в построечных данных клиперов почти не было, а потому при равноценном судоводительском опыте в состязание вступала слепая удача…
![]() |
Ниже ватерлинии – медь |
Парусник, приходивший первым, получал вполне солидную премию, предоставляя фрахтователю — чайной кампании возможность выгодных вариаций в ценовой политике и, соответственно, ещё больших прибылей. Борьба велась совсем нешуточная, и надо сказать, — счастливое везение не всегда было на стороне «Катти».
В «чайной гонке» 1872 года дело даже закончилось для неё потерей пера руля и недельным проигрышем поединка ближайшему сопернику — «Фермопилам». Однако именно тогда многим пришлась по душе твердость капитана, достойная работа команды и гордое название Catty Sark — судна, не сошедшего с дистанции.
![]() |
Клипер в сухом доке |
В остальном же, можно резюмировать, морская судьба клипера сложилась вполне удачно. Ни единожды ещё океанским пароходным транспортникам приходилось видеть, как за кормой — на горизонте возникало белое, несомое ветром облако.
Оно довольно стремительно и неуклонно приближалось, превращаясь в громаду клубящихся парусов. Изящный и лёгкий корпус Catty Sark в журчащем безмолвии скользил мимо открытых в завистливом изумлении ртов «пароходников» и, презирая их десятиузловый ход, скрывался впереди по курсу — за далёким горизонтом.
Но… успешно обогнать можно многое, кроме времени, научно-технического прогресса и... неумолимых норм рентабельности судна. А потому мы должны быть весьма признательны англичанам за то, что сегодня, спустя долгие 145 лет после своего рождения Catty Sark, слава богу, до сих пор «живая и здоровая» стоит в сухом доке британского Гринвича.
![]() |
Музей "Catty Sark" в Гринвиче |
Начиная ещё с 1957 года клипер с пятилетним перерывом на постпожарное восстановление (2007–2012) продолжает сегодня, как и прежде радовать туристов прикосновением к истории уходящей парусной романтики.
Кстати, несмотря на «топовый» возраст, корабль по-прежнему зарабатывает средства на своё содержание. Входной билет на его музейный борт, в пересчёте на наши... затягивает четверть сотни украинских гривен! Ну, что же тут скажешь? Так держать, Catty Sark!
Кстати, несмотря на «топовый» возраст, корабль по-прежнему зарабатывает средства на своё содержание. Входной билет на его музейный борт, в пересчёте на наши... затягивает четверть сотни украинских гривен! Ну, что же тут скажешь? Так держать, Catty Sark!