четверг, 26 июня 2014 г.

Catty Sark — Длинный юбилей «Короткой Рубашки»


Ровно 70 лет назад в тяжёлом военном 1944 году вдруг вышла из-под лёгкого пера, тогда 36-летнего писателя и, видимо, умницы — Ивана Ефремова довольно удачная морская повесть о быстроходном чуде — одном из самых лучших чайных клиперов Британского торгового флота.

Литературное произведение называлось «Катти Сарк» (англ. Catty Sark — в переводе с шотландского«Короткая Рубашка»).
Казалось бы, не самое подходящее время для романтической морской темы. Ещё гибли люди на полях Второй мировой. Тем не менее, повесть, приуроченная к 75-летнему юбилею сохранившегося представителя самых быстроходных парусных судов в акватории планеты была по достоинству оценена и, слава богу, увидела свет.

Модель клипера "Catty Sark"
Таким образом, имеем сегодня длинный, то есть двойной юбилей — 145-летие со дня рождения «Катти Сарк» и 70-летие выведения её гордого имени на литературные просторы Советского Союза.

Да, действительно в 1944-м году ХХ столетия исполнилось три четверти века со дня постройки Catty Sark. Клипер (от англ. to clip — стричь, срезать) был спущен на воду в благодатный вторник, 23 ноября 1869 года, а 16 февраля 1870-го, в благословенную сре́ду отправился в свой первый — «девичий» рейс к далёкому Шанхаю.

Джон Уиллис
Новорожденный клипер был дооснащён такелажем и укомплектован опытной командой в течение всего 84 дней. Эта работа лежала на плечах его владельца и первого капитана, трудяги и романтика парусов — Джона Уиллиса.

Он настойчиво рвался в океан, не уступая в напористости шотландской ведьме «Нэн», слегка прикрытой только сексуально-короткой ночной рубашкой… Её мифическое тело с оголённой девичьей грудью, как и золоченая надпись имени, украшало собой подбушпритье стремительного корпуса. Это была дань заветной романтической мечте...

Фото реальной "Catty Sark"
…Не просто — кое-как преодолевать морское пространство, но легко скользить над ним (то есть «стричь» волны). Не грубовато, по-архимедовски водоизмещать, а растворяться в облаке парусов, движимых даже самым лёгким бризом. И парить на скорости до двадцати узлов в столь желаемый мореходными душами и, конечно, необходимый «гончим псами океана», шквальный ветер!

Эркюль Линтон — проектант и владелец шотландской судоверфи ScottL & Linton, обосновавшейся в приречном городе Думбартоне, отнёсся к делу весьма ответственно. Его удачный проект вполне можно назвать шедевром парусного кораблестроения.

Эркюль Линтон

Щепетильный заказчик — будущий судовладелец должен всегда присутствовать, наблюдая изначальное «зачатие», долгую «беременность», и сопровождать трудные «роды» своего желанного корабля, а потому неугомонный капитан-романтик Джон Уиллис просто жил на набережной верфи. 

Мечта, материализующаяся на его глазах, приняла форму трёхмачтового прогонистого, как лезвие ножа, клипера. При длине корпуса около 65 м, и ширине в миделе менее 11,5 метров, он имел остойчивую шестиметровую осадку, гордо водоизмещая 2134 тонны. 

Почти 47-метровая грот-мачта, изящной иглой пронзала небо, теряясь своим топом в редких лучах благосклонного осеннего солнца. Парусное облако полного вооружения всех мачт являло собой около трёх тысяч квадратных метров качественного полотна в виде 36 парусов, что вполне позволяло Catty Sark проходить более 360 миль в сутки.

Этому также способствовала обшивка подводной части корпуса трёхтысячным количеством листов мюнц-металла (сплав меди с цинком). Защита работала так же, как наша сегодняшняя необрастайка — краска на основе едкой медной пудры, препятствующая расселению на корпусе морских микроорганизмов (ракушек, водорослей и т.п.)

Металлический (ковкого чугуна) шпангоутный набор был обшит вязовой доской, именующейся в Средней Азии карагачом. Борт выше ватерлинии и палуба обтянуты безупречным индийским тиком, общеизвестным своей стойкостью к большим нагрузкам и беспощадному течению времени.

Чугунные шпангоуты парусника
Предельно допустимо высокие фок –, грот – и бизань – мачты, визуально довольно широкий размах основных парусных рей и три десятка «палубных молодцов» — профессиональных матросов делали скоростные качества Catty Sark непревзойдёнными.

Как непревзойдённым постарались сделать и качество нового шотландского виски под звучным наименованием Catty Sark. Винодельческая компания Berry Brothers & Rudd с 1923 года держит марку на брендовой высоте… вот уже 91-й год, превысив 85-летнее пребывание в водах своего знаменитого прототипа.

Работы по обшивке корпуса
Известно, что самые первые в мире — лёгкие, стремительно «стригущие» океанские гребни клипера начали давно строить на своих далёких берегах всегда продвинутые американцы. Новые проекты появились почти в самом конце первого бурного десятилетия позапрошлого столетия. 

В XIX веке — веке железа и пара, неудержимо взрослеющему человечеству, давно освоившему парус как движитель, уже мало было только лишь просто перемещаться. И срочные ценные грузы, и развивающаяся почта требовали скоростей… А что уж говорить о поставках в Старый свет цейлонского чая! Они должны были быть «мгновенными».

Ведьма Нэн под бушпритом
Вот эту «мгновенность» и обеспечивали десятки чайных клиперов, прозванных «гончими псами океана». Среди них лучшими и скоростными по праву считались Catty Sark и спущенные годом раннее — «Фермопилы».

Между этими двумя парусниками происходила настоящая дуэль. Они ходили, что называется, «ноздря в ноздрю». Разницы в построечных данных клиперов почти не было, а потому при равноценном судоводительском опыте в состязание вступала слепая удача…

Ниже ватерлинии – медь
Парусник, приходивший первым, получал вполне солидную премию, предоставляя фрахтователю — чайной кампании возможность выгодных вариаций в ценовой политике и, соответственно, ещё больших прибылей. Борьба велась совсем нешуточная, и надо сказать, — счастливое везение не всегда было на стороне «Катти».

В «чайной гонке» 1872 года дело даже закончилось для неё потерей пера руля и недельным проигрышем поединка ближайшему сопернику — «Фермопилам». Однако именно тогда многим пришлась по душе твердость капитана, достойная работа команды и гордое название Catty Sark — судна, не сошедшего с дистанции.

Клипер в сухом доке
В остальном же, можно резюмировать, морская судьба клипера сложилась вполне удачно. Ни единожды ещё океанским пароходным транспортникам приходилось видеть, как за кормой — на горизонте возникало белое, несомое ветром облако.

Оно довольно стремительно и неуклонно приближалось, превращаясь в громаду клубящихся парусов. Изящный и лёгкий корпус Catty Sark в журчащем безмолвии скользил мимо открытых в завистливом изумлении ртов «пароходников» и, презирая их десятиузловый ход, скрывался впереди по курсу — за далёким горизонтом.

Но… успешно обогнать можно многое, кроме времени, научно-технического прогресса и... неумолимых норм рентабельности судна. А потому мы должны быть весьма признательны англичанам за то, что сегодня, спустя долгие 145 лет после своего рождения Catty Sark, слава богу, до сих пор «живая и здоровая» стоит в сухом доке британского Гринвича.

Музей "Catty Sark" в Гринвиче
Начиная ещё с 1957 года клипер с пятилетним перерывом на постпожарное восстановление (2007–2012) продолжает сегодня, как и прежде радовать туристов прикосновением к истории уходящей парусной романтики.

Кстати, несмотря на «топовый» возраст, корабль по-прежнему зарабатывает средства на своё содержание. Входной билет на его музейный борт, в пересчёте на наши... затягивает четверть сотни украинских гривен! Ну, что же тут скажешь? Так держать, Catty Sark