пятница, 4 апреля 2014 г.

Глава ХХХIХ — «Диаспора» гастарбайтеров



Кстати говоря, диаспора (διασπορά) — это греческое слово, по-русски означающее «рассеяние». Изобретение же давнишнего термина «гастарбайтер» принадлежит Конраду Герману Йозефу Аденауэру, бывшему канцлеру Западной Германии, куда в 1960-х годах массой хлынули приглашённые правительством иностранные рабочие.

Тогда это было крайне необходимо для поднимающейся германской экономики. Сейчас подобные миграции не нужны никому и, тем более Греции, где уровень безработицы и без того достаточно высок.

Конрад Аденауэр
Однако ещё в середине 1980-х годов Эллада оказалась под прессом довольно обильной иммиграции, зачастую незаконной — со стороны граничащей с ней республики Албании. Постсоветская, а посему убогая аграрная страна с трёхмиллионным населением выглядит на карте, словно пиявка, удобно присосавшаяся к «аппетитной» северо-западной границе простодушных греков.

Албанцы всех приграничных районов составляют 70% от общего иммигрантского «нашествия». В самом конце 1980-х, вслед за ними в Грецию подались политбеженцы из восточной Европы. Наплыв понтийских греков («русопонтов») ещё более был подогрет развалом «великого и несокрушимого» СССР.

Горячие албанские парни
Существенному увеличению количества трудовых мигрантов также способствовал рост всё ещё слабой в тот период греческой экономики, слегка поддерживаемой странами Евросоюза. В её теневом секторе можно было отыскать рабочие места, оплачиваемые в два-три раза выше, чем в соседней Албании.

В прошлом 2013 году, в Греции было зарегистрировано пребывание явно более одного миллиона работающих иноземных граждан. Если говорить об известных цифрах, то, конечно, подавляющее большинство принадлежит вышеупомянутым албанцам — 550 тысяч человек.

Понтийские греки
Понтийские греки — это в основном «русопонты» составили так же внушительную цифру — более 155 тысяч. Ещё около 60 тысяч человек — это «сборная» Евросоюза. Около 37 тысяч болгар, граничащих с греками на севере.

Паритет разделили между собой румыны и вездесущие грузины. Их диаспоры насчитывают по 20 тысяч волевых смуглых лиц. И, наконец, около 16 тысяч бедных россиян и 22 тысячи украинцев (утверждают, что на самом деле — минимум 45 000).

Не менее горячие болгары
Нелегалов по всем понятным причинам подсчитать невозможно, хотя их количество предполагается на уровне числа легально проживающих. Если на сегодня цифра в один миллион известна, то надо полагать, вместе с «неучтёнными» она составит около двух миллионов человек.

Исходя из статистики, мощная «гастарбайтерская диаспора» — девятипроцентная составляющая в 11-миллионной Греции, легко восходит к цифре, вдвое её превышающей. Греки не очень жалуют иммигрантов, да и кто их, собственно говоря, любит?.. Достаточно и того, что относятся они к нам терпимо. Да и сводится всё в итоге к тому, каков ты человек.

Крепкие румынские мужчины
Если есть работа, и ты спокойно и усердно, не мешая окружающим, тянешь свою тяжкую ношу, — будут даже уважать. И наоборот, — бездумный гуляка, а тем более нечистый на руку, здесь вряд ли приживётся.

Впрочем, таковых в нашей округе мне, к счастью, встречать не доводилось. То есть проживал, конечно, один (в семье, как говорится, не без урода) гнусноватый паренёк–молдаванин, с совершенно оригинальным именем — Ваня. Был он вовсе не прочь погреть руки на своём ближнем брате — гастарбайтере.

Зажигательные молдаване
Но мне кажется, — это было скорей от юношеской безмозглости, чем от воровских наклонностей. Тем более, что в свои 20 лет бедняга перенёс инсульт (!!) уже здесь, в Греции. И если бы не благодетельство его временного работодателя, не известно чем бы всё кончилось.

Иногда, разве что загуляет 20-летняя молодёжь — пара румынов, да пара молдаван. Выпьют, поужинав вечером. Да и то в меру, по-мирному. У них, как правило, профессий нет, а потому работают кто где... на подхвате. Живут одним днём, как-бы временно — «сидя на чемоданах», и готовые в любую минуту «сняться с якоря».

Российские мастеровые ребята
И вряд ли они чувствуют себя здесь зваными гостями. Население Плаки поглядывает на них искоса. Причём, если старики–греки ещё, более-менее радушны, то местная молодёжь и полиция, просто сдерживают эмоции.

Последние выглядят именно так, как выглядят люди, которым просто силой навязали необходимую жертву — терпимое отношение к мигрантам, взамен будущего членства в Европейском союзе. Если не учитывать политико-экономические аспекты, то мне лично немного жаль высокого уровня греческой самобытности, который возможно будет размываться в тесном союзе с другими этносами.

Украинские "заробитчане"
Особо трогательной ценностью греческой семьи, в отличие от нашей евро-славянской, на мой взгляд, является отсутствие брезгливого дистанцирования по отношению к своим старикам. Это достойно, по-моему, человеческого внимания.

Можно добавить то, что на сегодняшний день демографическая картина неуклонно перетекает в направлении частичного замещения албанской диаспоры многодетными выходцами из африканских стран. Если в сути своей албанцы никогда не были избалованны греческим уважением, то на фоне происходящего, бедным эллинам, возможно, придётся об этом ещё посетовать.

Грузинские "соколы"
Однако, как бы там ни было и что бы ни говорили, согласно общественным опросам, шесть греков из десяти придерживаются мнения, что понаехавшие в Элладу иммигранты превращают страну в более худшее место для проживания…

Кстати сказать, по остальным странам — членам Европы, подобные высказывания собрали только 36 процентов. В конце 1997 года, отдав якорь у берегов Крита, я нежданно-негаданно попал под первую волну легализации мигрантов. Программа вступила в действие с 1 января 1998 года.

Я же, впервые сойдя с борта своей яхты на берег греческой территории в Пирее — 10 октября 1997 года, идеально подпадал под легализацию, так как установленным ограничением срока амнистии, объявлялась дата въезда в страну — не позднее 28 ноября 1997 года.
Разумеется, планируя переход и возвращение домой по окончании сезонных работ, мы не могли предположить и желать столь удачного стечения обстоятельств.

Если верить греческой статистике, то из ожидаемого количества — 450 тысяч заявителей, амнистией смогли воспользоваться только 373 тысячи обратившихся. Как утверждается, в то время, «белую» карту получили 22 тысячи украинцев.

Разумеется, «белая» карта — название народное, и в официальных источниках не упоминается. Это белый лист плотной бумаги (форматом А-4) с фото и текстом, подтверждающим временно легальное существование. Он выдаётся на годичный срок, отводимый для проверки отсутствия судимостей и оформления «зелёной» карты.

Что же касается общепринятой, выдаваемой далеко не всем green card, то срок её последующего действия напрямую зависел от предшествующего нелегального срока пребывания в стране.

Чем более длительный период пребывания вы смогли документально отобразить, тем больший срок мог соответствовать вашему последующему виду на жительство. К тому же, если семья находилась вместе с вами, ВНЖ мог составить 3–5 лет. Мне, как свежеприбывшему, была выдана карта на минимальный срок — один год.

Протестующие греки
В течение всех пяти последующих лет, вплоть до следующей и последней легализации в 2003 году, я продлевал свой вид на жительство, пока эта жизнь окончательно мне не опротивела. Всё чаще вставал вопрос: что я здесь делаю?

Отсюда я вскоре вынес для себя две простых истины. Первая: нельзя жить «временно» — это преступно по отношению к себе. И вторая: бесконечная надежда — вредна. Она хороша лишь на очень коротком отрезке времени, предшествующем определённому результату.

Когда же надежда подменяет собой длительную безвольность — она становится помехой личностному развитию. Не зря, мне кажется, самые действенные поступки и твёрдые решения предпринимаются человеком в безнадёжной ситуации.

Молодчики "Золотой зари"
Сейчас в Греции подняла голову ультраправая партия «Золотая заря». Они даже смогли получить почти два десятка голосов в парламенте своей страны. Под предводительством неадекватного жёсткого лидера — Николаоса Михалолиакоса, эти молодчики были готовы отстреливать нелегальных иммигрантов.

Собственно говоря, начало уже положено... Сакральной жертвой юных неофашистов стал 34-летний рэпер–антифашист Павлос Фиссас. Он был убит группой боевиков ночью с 17 на 18 сентября 2013 года в одном из кафе Пирея. Кроме того произошли массовые избиения гастарбайтеров в столице и других крупных городах.

Рэпер Павлос Фиссас
И хотя после этого убийства организация признана преступной, и её обвиняемый лидер вместе с двумя партийными депутатами оказались в КПЗ, кто знает, что будет завтра? В 1973 году Греция уже пережила времена «чёрных полковников», так что… чем чёрт не шутит?

Кризис и падение уровня жизни в Германии, за сорок лет до появления греческих «полковников», привели к власти Гитлера. Сейчас ситуация в Элладе вполне сходная. Неужели история, и в самом деле, неизбежно повторяется?

Лидер "Золотой зари"
Ведь на фоне кризисного «бедлама» в выборном 2012 году, и довольно жёсткого противостояния народа с правительством страны, фашиствующие политики смогли добиться 18 неприкосновенных кресел в 300-местном парламенте.

Это сразу подняло ультраправую партию на третью ступень значимости среди политических течений Греции. Если проследить хронологию восхождения она покажет рост популярности от 0,3% в 2009 году до 7% — в 2012-м, и в итоге — 12% в нынешнем 2014 году.

Лидер среди боевиков
Их чёрные эмблемы на кроваво-красных знамёнах вполне напоминают свастику третьего рейха, а характерно поднятая в приветственном жесте, рука не оставляет сомнений в первоисточнике.

Обыск, проведённый у одного из арестованных боевиков, предоставил в руки полиции незаконно сберегаемое оружие и литературные залежи фашистского толка.

Если пребывающие сегодня в предварительном заключении лидер и депутаты неонацистской партии будут осуждены, то организация вполне может перейти на полное нелегальное положение. И защитит ли тогда «еврогастарбайтеров» вера в цивилизованную Европу и бесконечная надежда на лучшую жизнь?