![]() |
Мраморное море |
![]() |
Мраморное море на карте |
Итак, вскоре нам предстоит пересечь Мраморное море. С утра, наконец-то, поменяли газовый баллон. То есть приобрели двенадцать килограмм газового горючего для приготовления регулярного чая и редких супов.
Купили свежего хлеба. Запасы воды не пополняли — негде. В канистрах из нержавейки около 35 литров — уверен, хватит до Гели́болу — небольшого городишка (27 тыс. жит.), расположенного рядом с Дарданеллами.
Если проложить относительно прямую линию через Мраморное море, от Стамбула до Гелиболу, то получится около 113 морских миль — примерно 208 км. Курс проляжет почти через всю акваторию, а её полная длина — 280 км. Ширина — 80 км (43 мили). Площадь составляет около 11.5 тысяч кв. км, по которой разбросано почти три десятка островов.
Галлиполи (Гелиболу) |
Самое крошечное море на земном шаре, — этакая небольшая «лужица». Правда, «лужица» поражает своими глубинами до 1300 с лишним метров… Внушительная цифра объясняется объёмным тектоническим разломом земных пород, разделивших материки.
Но настораживает Мраморное море совсем не этим. Оно очень сейсмоопасно! За всю прошлую историю существования, под его акваторией произошло около трёхсот заметных землетрясений, а по безобидной поверхности маломерной «лужи» прокатились четыре десятка разрушительных цунами… Это результат всё той же сети тектонических разломов.
В качестве подтверждения возможно добавить, что последнее цунами образовалось спустя менее двух лет после нашего посещения мраморных вод, — в середине августа 1999 года. К счастью, волна была не высока — менее трёх метров.
![]() |
Цунами (в переводе с японского — портовая волна) |
![]() |
Схема возникновения цунами |
16:00 — Отход. Ветер слабый — SSW. Курс будем держать на маленький городок Шаркёй (около 20 тыс. жит.) — 256°. До него порядка 90 миль (166 км). У стоящего на рейде российского судна «Механик Вакутин» запросили прогноз погоды.
Из полученного ответа следует: ветер NE (северо-восточный) — 7–10 узлов — попутный. Но с утра, почему-то дует SSW (юго-юго-западный). Снова «по зубам» — едва продвигаемся в бейдевинд.
Вторник, 7 октября
![]() |
Яхта со спинакером |
06:15 — Ветер действительно отошёл, но на NNW (север-северо-запад) — около трёх баллов. Идём полный бакштаг правого галса, но слабо — до трёх узлов. Прошли около 30 миль — определение по средней скорости. Компас — 245°.
Хорошо наблюдаем достаточно много судов на рекомендованном курсе. Несем спинакер с шести часов утра.
14:45 — Снова определились по проходящему встречным курсом российскому судну. Держим на западную оконечность острова Ма́рмара. Это самый крупный остров в акватории, площадью 130 кв. км, давший название всему морю. В его северной части и сейчас добывают белый мрамор.
Кроме прочего, присутствует ощутимая масса релаксирующих туристов, а также полностью обслуживающая их инфраструктура. На юго-западном побережье, огибая уютные бухты, вытянулся вдоль моря одноимённый городок на две с лишним тысячи жителей.
![]() |
Остров Мармара |
Из Стамбула сюда регулярно ходят паромы, а до ближайшей суши снуют моторные лодки. От настоящего нашего местонахождения до западной оконечности острова тридцать миль и до Гелиболу ещё пятьдесят пять.
![]() |
На острове Мармара |
Ход — один–два узла, почти «штилеем», спинакер едва «дышит». Чистое, безоблачное небо — очень солнечно и очень жарко — t°+32°. Ощущается, что это уже не Чёрное море.
У нас достаточно пустого времени для любования изумительной синевой и ошеломляющей зрение прозрачностью воды, плотным слоем грибовидных медуз, разнообразных форм и расцветок.
В пять часов вечера приходит неожиданное спасение... Яхту догоняет, идущий параллельным курсом, российский сухогруз «Волго–Дон-2».
![]() |
Сухогруз "Волго–Дон-2" |
На аварийном, 16-м канале, быстро связываюсь с вахтенным начальником. Приветствую и вежливо прошусь на буксир… хотя бы до пролива.
Видимо, присутствие на мостике самого капитана и моя русская речь творят чудеса… Судно мгновенно сбрасывает ход и... наша яхта устремляется к его корме. В такие минуты начинаешь по-настоящему ценить свой неновый подвесной мотор «Ветерок-8» — он незаменим!..
Нельзя задерживать столь добрых мореходов надолго! Привычно быстро креплю буксирный конец за шпор мачты и, пропустив его через полуклюз под носовым релингом, подаю матросу на корму сухогруза. Путь неблизкий — знаю наверняка, что баковая утка не выдержит мощной тяговой нагрузки.
![]() |
Буксировка яхты |
«Волго–Дон» набирает ход. С интересом читаю на корме судна надпись порта приписки: Таганрог... Сразу вспоминается Антон Павлович Чехов — это его малая родина. Азов… у Ростова-на-Дону. Наш «четвертак» сидит на третьей по счёту волне от двух мощно работающих винтов. Слишком близко — сильная кильватерная струя неизбежно создаёт разрушительную вибрацию на «пере» яхтенного руля.
С искренними извинениями в радиоэфире ещё раз беспокою ходовую вахту сухогруза — прошу на минутку сбросить полный ход. Наглость, конечно, неслыханная, но деваться некуда — иначе просто не доедем...
Быстро раздаю буксировочный узел. Удерживая внатяг ходовой конец, травлю его частями, удлиняя тем самым канат, связывающий нас с судном, пока лодка не удаляется от винтов на оптимальное расстояние. Увязываю и стопорю конец на утке, когда корпус «седлает» пологий склон пятой волны.
Быстро раздаю буксировочный узел. Удерживая внатяг ходовой конец, травлю его частями, удлиняя тем самым канат, связывающий нас с судном, пока лодка не удаляется от винтов на оптимальное расстояние. Увязываю и стопорю конец на утке, когда корпус «седлает» пологий склон пятой волны.
Со скоростью около десяти узлов мы скользим по воде, словно лыжник со снежной горы! Закрепляю шкотовой растяжкой румпель в диаметральной плоскости. Носовой полуклюз удерживает буксирный конец параллельно диаметральной плоскости, не позволяя яхте рыскать. Всё! Теперь можно расслабиться и чихать на ветер, вернее... на его отсутствие.
Среда, 8 октября
00:15 — Проскочили Гелиболу. Из радиопереговоров знаем, что сухогруз идёт на Италию. Нам по пути. Решаем буксироваться до Пирея, если ничего не помешает. Воды осталось всего 25 литров, — однозначно, от жажды не погибнем! Вначале был план захода в Гелиболу для дополнительной бункеровки водой, однако сейчас вовсе не тот случай — буксировка гораздо приоритетней.
Правду говоря, хотелось мне ещё по одной причине побывать в этом маленьком, тридцатитысячном городке. Расположен он на Галли́польском полуострове — узкой, отщепившейся, при тектонических подвижках, косице материковой суши длиною в восемьдесят пять и шириной от пяти до девятнадцати километров.
![]() |
Галлипольский полуостров |
Она, будто рука слепого, тычется своим указательным пальцем в пустоту Эгейского моря, сдавленная по всей длине Дарданеллами и Сароническим заливом.
![]() |
Пароход–крейсер "Херсон" |
Сюда в конце ноября 1920 года подошли и обречённо встали на внешнем морском рейде следовавшие из Константинополя два средних парохода-крейсера: «Херсон» — полным водоизмещением несущий 10.676 т и «Саратов» — 8.976 тонн.
Их тесные палубы были забиты под завязку почти тридцатью тысячами человеческих душ, в страшное одночасье потерявших родину. Тридцатью… из тех ста пятидесяти тысяч поруганных судеб, вырвавшихся с боем и позором из «красного» Крыма. Это были… побеждённые!.. Не сумевшие отстоять своего «белого» дела. Три года боровшиеся, «упиравшиеся» и всё же в конце концов вынужденные бежать, — белоэмигранты большевистской России.
![]() |
Пароход–крейсер "Саратов" |
Они просто и не изящно оказались выдавлены грубой силой из страны, будто мягкая «белая» паста из жёсткого «красного» тюбика.
Некогда все боевые офицерские формирования, наотрез отказавшиеся принять статус беженцев, смогут прожить здесь, (неся внутреннюю службу в отрешённо созданном ими военно-палаточном лагере), — послевоенный, безнадёжный и изнурительный год… прежде чем полностью растворятся в чужестранных землях воспоминанием о великой человеческой трагедии.