пятница, 27 ноября 2015 г.

Линкор «Новороссийск» — 60-летие гибельной тайны


Осенью 2015 года исполнилось 60 лет с той страшной ночи, когда линкор «Новороссийск» после страшного взрыва отправился на дно Севастопольской бухты

После окончания Второй мировой войны многим союзникам разгромленной наголову нацистской Германии, увы, пришлось расставаться со своим оружием. Прежде всего, страны антигитлеровской коалиции делили между собой военные корабли недавнего противника.

Вследствие неизбежности репарации Советскому Союзу достался от Италии гордость её военно-морского флота — линкор «Юлий Цезарь». В составе ВМФ СССР корабль получил новое имя — «Новороссийск» и занял флагманское место среди боевых единиц.

Дредноут, построенный в военном 1914 году являл собой далеко не новый, но достаточно грозный аргумент в военном потенциале государства начала 50-х годов. Его ходовые, технические и огневые качества очень впечатляли. Полное водоизмещение более 29000 т. Максимальная длина более 186 м, при ширине — 28 м и осадке около 10.5 м.

Четыре пары котлов обеспечивали давлением три турбины — суммарной мощностью 93000 л.с., позволявшие разгонять корабль до фантастической скорости в 28 узлов. Не перечисляя всего вооружения, можно лишь сказать, что его главный калибр был представлен десятью 320-мм (!) орудиями, способными стрелять ядерными зарядами. Всей этой мощью управляла команда, насчитывающая семь десятков офицеров, около четверти тысячи старшин и порядка 1230 матросов.

Итальянские моряки и специалисты сдаточной команды с ненавистью и скрытыми проклятиями передавали свой линкор победителям. Более того, руководитель группы итальянских боевых пловцов, князь Валерио Боргезе поклялся его уничтожить. Видимо, как следствие, служба корабля под новым флагом сразу же не заладилась. И как всегда, врагами (не менее бывших владельцев) оказались наши вечные неувязки, недоделки и рутина инертного флотского хозяйства.

Линкор "Новороссийск" — длина 186 м
Достаточно рассказать о том, что вся техническая документация, увы, была изложена на добротном итальянском языке, которого никто не знал.

Присланные на помощь переводчики, знатоки классического литературного языка, к досаде начальства, оказались совершенно далекими от понимания профессионально-технических и морских терминов не только в итальянском, но и в русском написании.

Вдруг возникшие неурядицы с неопознанной болезнью нескольких членов экипажа, суицидом матроса, стоявшего в карауле у флагштока в день поднятия советского вымпела и резкое поголовное «укатывание» морской болезнью достаточно опытного контингента моряков, заставили команду относиться к вражескому линкору с настороженной предубеждённостью.

Когда же группа советских матросов была осуждена за изнасилование в севастопольском морском порту, корабль и его экипаж попали в разряд отнюдь неблагонадёжных. Затем последовала загадочная смерть одного из номеров орудийного расчёта. Ударом ствола вращающейся башни матросу раздробило позвоночник.

На корабле сменили командира, однако несчастные случаи продолжались. В минном погребе массивной крышкой люка нелепо был убит ещё один матрос-артиллерист. Последующей мистической жертвой заговорённого дредноута стал офицер-механик, застрелившийся на своей спальной койке в промежутке между вахтами. Очевидно, этот список мог бы продолжиться, если бы таинственная сила не решила покончить с кораблём одним — последним ударом…

Во время самого провального момента глубокого сна тёмной осенней ночи — в 01 час, 30 минут по московскому и уставному корабельному времени, над бронированным полубаком палубы — перед орудийной башней главного калибра взметнулось пламя взрыва чудовищной силы. Это произошло в субботу, 29 октября 1955 года.

По грубой оценке специалистов-подрывников, его адская мощь, пробившая бронированный корабль насквозь — снизу вверх, от днища до верхней палубы, могла соответствовать заряду, эквивалентному 1200 кг тротила. Вмиг от ударной волны и обломков погибло около 200 моряков.

Ещё столько же человек сразу были заняты внутренними спасательными работами. Остальным же — это около тысячи матросов, вскочившим по тревоге, было приказано выстроиться на кормовой палубе адмиральским начальством, прибывшим через полчаса после взрыва.

Имена моряков в братской могиле
Но тем не менее, несмотря на присутствие семи уважаемых адмиралов и трёх десятков штабных офицеров во главе с очень бравым командующим всем Черноморским флотом, увы, корабль... спасён не был.

Даже более того, в самой непосредственной связи с некомпетентностью военного руководства, к уже погибшим морякам добавились новые жертвы, составившие общей численностью более 600 человек. Тайна рокового взрыва за прошедшие шесть десятилетий так и не была раскрыта…