четверг, 15 января 2015 г.

Ив Монтан: Любовь… на все четыре стороны!


Задумав новую статью о «французском чуде» — Иве Монтане, я вдруг понял, что писать придется о хитросплетении жизней и близких судеб многих замечательных французов. Кстати, я написал французов? Не совсем верно, ведь сам месье Монтан изначально таковым не являлся.

Родился Иво Ливи (Livi) 13 октября 1921 года в Италии. Его малой родиной стала деревня Монсуммано в гористой области Тоскана — это центральная часть страны.

Джованни Ливи — его родной отец, будучи итальянским евреем и ярым коммунистом, уже в 1923 году вынужден эмигрировать из страны — колыбели коричневого итальянского фашизма, привнесенного Бенито Муссолини.

С матерью семейства Джузеппиной и тремя детьми он переезжает во Францию. Сначала предполагалось добираться в Америку, но возникли сложности с визой, и семья оседает в портовом гангстерском, стоящем на семи ветрах Марселе — столице «синего Прованса». Слава богу, спустя шесть долгих иммигрантских лет они становятся гражданами Французской республики. 

Жизнь была совсем не из легких, и старшим детям пришлось оставить школу, дабы поддержать семью. Иво оставался последней надеждой отца в смысле приобретения образования. Однако резвый ребенок, честно говоря, больше любил погулять. В одиннадцать лет он легко расстаётся с науками и вливается в ряды цехового пролетариата.

Здесь укрепляются, перенятые от отца, коммунистические взгляды на мир. Спустя три года Иво получает свидетельство парикмахера в салоне своей старшей сестры. Но, но… юноша обожает кино — он очарован чечеточными номерами Фреда Астера и это чудо его всерьез захватывает. Начинающий «эстрадник» ещё не имеет опыта и шарма, однако исступлённо рвется в искусство. Кроме того, выступая с эстрадными номерами в кафе, можно неплохо подзаработать.

Наступает 1938 год — Иво Ливи почти семнадцать. Режиссер мюзик-холла предлагает ему выступать на разогреве зала перед номерами ведущих артистов. Около месяца изнурительных репетиций и, наконец-то, горячие рукоплескания публики! Да, это было началом рождения Ива Монтана — будущей легенды французской эстрады и кино (от итальянского: Ivo, monta! — «Иво, поднимайся!». Так звала его мать, выглядывая из окна верхнего этажа). 

Ив продолжает оставаться в Марселе, выступая в малых залах. В июне 1939 года ему впервые улыбается большая сцена «Альказара», на которой он исполняет свою первую песню о Диком западе. Вторая мировая война на полтора года отрывает певца от дальнейшего построения артистической карьеры. Однако военной весной зловещего 1941 года, снова Берленго — режиссёр, предложивший начинающему артисту три года назад выступать на разогреве, организовывает для него небольшие гастроли по Провансу.
    
Его свободное время заполняется усиленными уроками сценического танца и весьма усердным совершенствованием молодого вокала. Концерты становятся ещё более частыми, когда у артиста появляется новый импресарио. Как говорится — нет худа без добра. Скрываясь, убегая от полиции и службы принудительного труда, в начале 1944 года Монтан оказывается в Париже.
     
В феврале состоятся его первые выступления на сцене «ABC». Успех следует по пятам! Проходят выступления в достаточно известных залах и, наконец-то, в пресловутой «Мулен Руж» (Красной Мельнице). И вот тут случается то, чего вполне могло не случиться с Иво Ливи, но никак не могло не произойти в судьбе Ива Монтана. В его жизнь входит... Эдит Пиаф!


Эдит
        
Чем была Пиаф (Воробышек) в то время? Это было вполне осознанное почти всем народом, национальное достояние. Это была самая обожаемая Францией певица — дочь актрисы и бродячего акробата, родившаяся в Бельвиле под уличным фонарем.

Она была слепа в течение шести лет от рождения, и только лишь паломничество к Святой Терезе вернуло Эдит зрение. Первое, что увидела девочка — были... черно-белые клавиши пианино.

С девятилетнего возраста бедная кроха Эдит зарабатывала пением на парижских площадях вместе с отцом — цирковым гимнастом. Это длилось пока ей не предложили выступать в известном кабаре. Проходит время и семнадцатилетняя Эдит Гассион рожает дочь от Луи Дюпона — владельца магазина. Новорожденную малышку нарекли красивым и звучным именем — Марсель

Однако отец ребенка требует от Эдит невозможного — оставить искусство ради семьи. После мучительного отказа трехлетняя Марсель становится заложницей их непростых отношений. Свирепствующая в Европе «испанка» разрешает семейную проблему по-своему. Из двоих заболевших — матери и дочери, к жизни возвращается только лишь одна — Эдит. Шел 1935 год... Марсель была ее первым и единственным ребенком...

Спустя некоторое время талант Эдит замечают на Елисейских полях. Она сразу принимает любезное приглашение выступать в эстрадной программе известного кабаре «Жернис». Луи Лепле, владелец заведения научил ее довольно многому — от жестов, мимики на сцене до выбора и режиссуры песенных композиций. И дал совсем немало — оглушительный успех и имя… Пиаф!

И снова трагедия — Лепле погибает от выстрела в голову! Толпа обвиняет Эдит в причастности к убийству и требует расправы!.. Она переживёт и это… И вновь в ее жизни появится новый «Генри Хиггинс». Им становится поэт — Раймон Ассо. Он был на четырнадцать лет старше Эдит. Француз — уроженец Ниццы. Выходец из неблагополучной семьи, но поэт от Бога; повидавший и узнавший многое, включая службу в кавалерии Французской армии.

Раймон окончательно направляет восходящий полёт Эдит Пиаф. Ему она обязана становлением профессионализма. Эдит почерпнула и впитала то, что было просто необходимо в её артистическом быту: знание этикета, искусство выбора стиля одежды, изящество вкуса. Ассо создает особый стиль Пиаф и пишет песни, адаптированные исключительно к ее манере исполнения. Это такие чудные шедевры как: «… улица Пигаль», «Париж–Средизимноморье», «Вымпел легиона» и другие.

Благодаря её Раймону проходит выступление Эдит в парижском зале «АВС». Это чудо-выход в «большое плавание» — профессиональный старт. Однако, увы, с началом Второй мировой войны их связь прекращается. Поэта Раймона Ассо призывают в армию. 

В жизни уже знаменитой певицы появляется не менее знаменитый режиссёр. Его имя — Жак Кокто. Он предлагает ей роль в своей пьесе «Равнодушный красавец». После совместных репетиций последовал невероятно успешный прием у публики.

Сезон 1940 года. Пиаф — всего лишь двадцать пять. Она дает концерты в пользу пострадавших семей, выступает в ужасных фашистских концлагерях перед голодными военнопленными, бесстрашно способствует движению Сопротивления. Нацистская 
«машина» взирает на яркозвёздную певицу в немом оцепенении…   


Великое партнёрство
     
Они встретились в самой середине сороковых. Монтан и Пиаф. Она не была красавицей, но её голос, сила обаяния творили чудеса! На момент их знакомства Эдит уже исполнилось двадцать восемь лет, Иву шёл всего лишь двадцать третий.

Они делят сцену пополам. Ему, ещё молодому — первое отделение, Пиаф же, как приме и «гвоздю» программы — престижное, второе. Вначале партнёры осторожно приглядываются друг к другу.

«Я испытал настоящий животный страх, представ перед ней» — это слова из давних воспоминаний Ива Монтана«В этой хрупкой, совсем маленькой, отрешенно-сосредоточенной женщине словно сконцентрировалась вся предосудительность огромного зрительного зала. Чтобы взять себя в руки мне потребовалась вся моя мужская сила».

Затем мгновенный всплеск влечения. «Его обаяние накрыло меня сразу как только он начал петь», — говорит Пиаф. «От него веяло сильным мужским началом, а голос забирался внутрь…». Правду говоря, в сети интернета блуждает и совсем другой вариант высказывания Пиаф, где присутствуют совершенно полярные оценки. Однако развитие творческих отношений всё же противоречит им.

Пиаф отдала ему крупицу своего божьего дара. Она научила его обаянию. Научила быть всегда красивым — красиво петь, красиво любить… Певица определяет сценический образ Ива Монтана, принесший впоследствии ему мировую славу. Она приобщает провинциала к чтению поэзии и романов, подтягивает к своему уровню. По окончании сезона в «Мулен Руж» они вместе гастролируют.

Успех Монтана бесспорен — его узнают и любят. Идёт к завершению 1945 год. Париж… престижный театр «Этуаль»… Он поет свои лучшие песни. Это выступление взошедшей звезды! На его предложение замужества, Эдит отвечает нежной преданной дружбой. В следующем, послевоенном году, Пиаф и Монтан расстаются без выяснения причин…

Но почему же чувственная Эдит Пиаф... оставляет взошедшую звезду — настолько яркого мужчину, которого обожали все женщины мира? Что же произошло? Артистическая ревность к высокому искусству или ее желание дистанцироваться от «…горлопана, дешевки и бездарности»? Или...

Полагаю, всё же не было реального чувства. Дабы не совершить ошибочного поступка и, вероятно, предвидя болезненный разрыв отношений, она решила уйти первой, чтобы не быть брошенной...


Симона
       
Настоящая же любовь пришла к Монтану 19 августа 1949 года. И случилось это в горном красивом поселении Сен-Поль-де-Ванс — на самом лазурном берегу чарующего южного Прованса, в небольшом кафе под названием «Коломб д’Ор». Его представили 28-летней звезде экрана — Симоне Синьоре...

Пришла любовь с первого взгляда? Видимо, да! Сколько об этом написано. Но, увы! Она — супруга и мать трехлетней Катрин (16.04.1946) — тоже будущей актрисы.

Её муж — весьма известный кинорежиссёр, Ив Аллегре. О, мистика! У Монтана то же имя в паспорте и даты рождения мужчин совпадают числом и месяцем — 13 октября! Оба, соответственно, «Весы» по знаку зоиака, правда, Монтан на шестнадцать (!) лет моложе.

Впрочем, актриса, будучи ровесницей певца, так же появилась на свет полугодом раннее его. Её день рождения — 25 марта. Место рождения — Германия, город Висбаден, что в буквальном переводе звучит как «луговые ванны» — известнейший европейский курорт термальных источников.

Они не смогли противостоять сильному чувству. Симона уходит от Аллегре. Тот не мешает влюбленным, которые в декабре 1951 года оформляют свои отношения и справляют… самую настоящую деревенскую свадьбу. Что или кто может омрачить их жизнь?! Сможет ли кто-то сравниться с Симоной в глазах Монтана? Разве что — такая мегазвезда как… Мэрилин Монро?!

Начало их семейного сосуществования — это полная чаша чувственных отношений. Ни минуты не обходясь друг без друга, они очень напоминали двух влюбленных голубков, так похожих на поздние воспоминания Ива МонтанаЕму предстоит пережить её, а пока Симона делала все, что могла для восхождения его популярности на триумфальную высоту. Её желание оставить искусство и посвятить себя только ему, слава богу, не встретила у Монтана одобрения.

Он убеждает Симону откликнуться на приглашение к съемкам и взяться за работу! И она продолжает сниматься, блистая неподдельным талантом киноактрисы под стать своему звездному супругу! Это и «Тереза Ракен», и «Салемские колдуньи», и «Путь наверх». Это и многие другие картины — всего их около пятидесяти. Высокие кинопризы в чешских Карловых варах, «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.
  
Наконец, голливудский «Оскар», а кроме этого, признание академий искусств Франции-Великобритании — «Фемина» и «Серебряная лента» в Венеции. Чета МонтанСиньоре занималась не только искусством, но и политикой. Осенью 1956 года, по приглашению «персека» Никиты Сергеевича Хрущёва, их «дуэт» посещает Москву. В СССР Ив Монтан обречён на успех и аншлаговые концерты.

Спустя более десятилетия актёры, некогда обласканные коммунистической властью, открыто осудят Советский Союз за вторжение в мятежную Венгрию (1956) и Чехословакию (1968), за гнобление академика-правозащитника Андрея Сахарова и писателя Александра Солженицына. И будут постепенно, целенаправленно вытравлены из памяти «советского народа».


Мэрилин
                 
Весной 1960 года Монтан-актёр неожиданно получает приглашение из Голливуда сняться вместе с взошедшей звездой, Мэрилин Монро. Будущий кинофильм имел многозначительное название — «Займёмся любовью». Многие из их поклонников уже понимают, что это начало серьезного романа между «суперзвёздами». И он действительно неизбежен!

Монтан довольно молод — ему нет и тридцати девяти. Мэрилин — уже почти тридцать четыре. Это изумительная пара! Их поклонники затаили дыхание в ожидании совсем скорого откровенно пикантного развития любовных событий. Звёздные актёры словно купаются в романтических киноролях, проецируемых на их личные отношения.

Трудное, мучительное расставание после завершения съемок. Мэрилин на грани срыва! Ей хочется с помощью такого мужчины, как Монтан изменить свою жизнь... На парковке аэропорта — в салоне автомобиля возбуждённая пара обречённо распивает прощальную бутылку марочного шампанского. Голливудская звезда уговаривает Ива остаться. Он всё же вырывается из-под её гипноза и улетает в Париж. Что за это время пережила Симона знает только бог!.. Она начала пить…

Какое-то время Мэрилин не верилось, что они с Ивом расстались навсегда. Она ждала продолжения чуда. Но, увы... Мне кажется, Монтану, слава богу, не хватило решимости совершить предательство своей Симоны. К тому же он, видимо, осознавал, что вряд ли найдёт в зарубежном Голливуде такое же признание, как в обожавшем его Париже. 

Больше они никогда не виделись, а спустя два года Мэрилин не стало… Их совместный фильм вызвал много толков и разноголосую прессу. Всем была интересна тема звёздного романа, что в свою очередь изрядно работало дополнительной рекламой вышедшей картины. Лента номинировалась на Голливудский «Оскар» за лучшую музыку, а также на британскую BAFTA за лучшего зарубежного актёра и лучший фильм, однако большим событием кинематографа не стала. 

А еще через год ушла из жизни... Эдит Пиаф

Монтана потрясли эти две смерти! Он чувствовал, что вместе с нежданно ушедшими любимыми женщинами уходит и его прошлое, его молодость…
Правда, внешне он только мужал, почти не поддаваясь возрасту, чего никак нельзя было сказать о Симоне. Она слишком пристрастилась к виски…

Коллега, лучшая её подруга и поклонница актрисы, Марина Влади, которой усталая Синьоре подала идею о написании книги воспоминаний о совсем недавно умершем Владимире Высоцком, пыталась удержать её от падения. Но…

Симона успела прочесть только несколько самых первых, написанных Мариной литературных глав, прежде чем тихо уйти вслед за Мэрилин и Эдит…

Последние съемки... последняя осень... — это сентябрь 1985 года. Ив был безутешен, он совсем не хотел пережить свою Симону.


Кароль
        
Однако нужно было жить дальше… На фестивале кино в Каннах 66-летний Ив Монтан присутствует вместе с последней любимой им женщиной и первой будущей матерью его ребенка. Актёру так же хотелось, кроме Катрин Аллегре — 40-летней дочери Симоны Синьоре, оставить после себя ещё одного законного наследника!

Кароль Амьель появилась на белый свет в 1960 году. После успешного окончания университета, выпускница, владеющая пятью языками получила приглашение на гастроли в качестве секретаря-переводчика. С детства любящая его, симпатичная ассистентка боготворит маэстро. А он пытается вернуть свою молодость, начать сначала и, как прежде, объять весь Париж. Монтан, не взирая на приличную стоимость, покупает шикарную квартиру в Сен-Жерменском квартале.

Ив Монтан с женой Кароль
В самом окончании високосного 1988 года Кароль дарит ему сына. Новорожденного и долгожданного мальчишку нарекают именем Валентин (Антуан). Умиротворённая 28-летняя роженица-мать теперь по-настоящему очень счастлива, — наконец-то, их неравная пара превратилась в семью.

А седеющий и лысеющий, уже 67-летний Ив, вкусивший под конец жизни сладкого отцовского хмеля, с его собственных слов, чувствует себя гораздо лучше многих молодых отцов. Ему оставалось еще около трех лет...

Монтан с сыном
Последняя картина, в которой снялся Ив Монтан носит слегка чудаковатое название «IP-5: Остров толстокожих». Необычная режиссёрская работа Жан–Жака Бенекса о преданности и смерти, о жизни и любви…

Актер скоро умрёт точно так же, как и его последний герой — от внезапного инфаркта. Умрёт сразу же, на следующий день после последнего дубля оконченных съёмок. Фильм, будто-бы ниспослан Монтану свыше для тихого прощания с остающимися жить.

Его похоронили в середине ноября 1991 года на «Пер-Лашез» — там же, где более шести холодных зим тлел прах некогда любимой им Симоны. Таковым было завещание…