Четверг, 13 ноября
Встал в 05:15 — ещё не рассвело. Сегодня надо уходить, несмотря на… тринадцатое число. Слава богу, хоть не «пятница, тринадцатое...». Это вообще была бы убийственная комбинация. В гавани ветра почти нет, тепло для половины шестого утра — t°+18°.
09:00 — паспорта уже забрал, квитанцию за оплату также. За электричество с нас не взяли (?), хотя один киловатт на счётчике явно накручен. Видимо, не заметили. Как будто бы все проблемы решены — можно уходить.
09:10 — вышли из марины под мотором, сразу заглушили и подняли стаксель. Ветер очень лёгкий. Ход около двух узлов. Идём в бейдевинд вдоль берега — курсом на Ретимно.
![]() |
Четвертьтонник – вид из кокпита |
Несём большой стаксель и грот. Высокое небо, солнечно, t°+24°. Этим же путём мы уже ходили около трёх недель назад в Георгиополи. В яхтенной рубке температура поднялась до +28°, на солнышке, видимо, хорошо за +30°. Всё-таки в море по-настоящему чувствуешь себя свободным. Здесь во всех смыслах дышать легче, чем на «гостеприимном» берегу.
![]() |
Четвертьтонник – вид с кормы |
Сегодня перед отходом нашли в форпике разбитую литровую банку прекрасного мёда — предмет наших давних вожделений… Как она могла разбиться на стоянке остаётся загадкой.
Зато теперь при откачке воды ощущаешь медовый запах, а руки становятся довольно липкими. Кстати, мёд, кто-то предложил оставить на самый худой день. Вот и не верь после этого в приметы… Может, хотя бы лодка будет меньше течь? И то — польза.
13:00 — заменили стаксель на геную. Постепенно выходим из-за мыса, и ветерок свежеет. Ход около трёх узлов.
16:00 — выбросили спинакер, несём три паруса, но «хода» невелики.
19:30 — убрали «спинч», так как ветра почти нет — у мыса беспорядочная толчея. Решили отойти мористее. Стемнело. Хорошо видны огни Ретимно — до него 20 миль. Идём пока под мотором. Несём геную и грот.
22:15 — Вдруг приштормило возле бухты Суда. Курсом на Ретимно идти не можем. Решили зайти за мыс с вертикальными красными огнями и, сменив галс, уходить в море. Ветер пять–шесть баллов — SW, волнение около пяти баллов, имеем ход четыре узла.
Пятница, 14 ноября
04:40 — вошли в бухту Ретимно. После долгого ночного «блуждания», ослеплённые огнями набережной, причалили к пирсу среди спящих кораблей. Бухта на яхтенную марину не похожа. Когда рассветёт — разберёмся. Видимо придётся перейти в другое место. Днём оказалось, что бухта действительно для стоянки судов, внутри которой всё же находится яхтенная марина.
![]() |
Ночная гавань Ретимно |
Однако перейти туда не можем — нет свободных мест. Это было озвучено в порт-полиции капитану «гидры». Они пришли сюда из Ираклио вечером 12 ноября, и мы снова с ними встретились.
С момента прибытия никто нас пока не беспокоил. Словно в другом мире — спокойно выспались, встали, позавтракали. Приведя себя в относительный порядок, в полдень отправились отмечаться в «лиманархио».
![]() |
Вечерний маяк Ретимно |
Объяснили, что делаем круиз по острову Криту и попросили разрешение на стоянку от одной недели до двух месяцев. Не знаю как сложится ситуация дальше, но пока в сравнении с Ханьёй чувствую себя действительно на иной планете.
Совсем не имеем никаких проблем — снова спокойно вдыхаем свободный европейский воздух, абсолютно лишённый давления и неприкрытого хамства представителей порт-полиции Ханьи.
![]() |
Марина города Ретимно |
Я всего лишь быстро заполнил, предложенный бланк «судовой роли», отдал транзит-лог, и на этом все процедуры завершились. Власти меня даже не спросили, где мы ошвартовались.
И вот здесь мы, наконец, воочию убедились, что «прессовало» нас в красавице Ханье, вовсе не греческое миграционное «законодательство», а только личные качества характера начальника «лиманархио». Честно скажу, испытал огромное искушение послать смачное морское проклятие в его адрес, но… Господь не велит проклинать даже своих врагов. А посему лучше просто забыть отдельно взятую особь, явно не определяющую гостеприимство нации.
Суббота, 15 ноября
![]() |
Городок Ретимно |
Снова прекрасный солнечный день. Жарко — в рубке +26. Задувает средний NE. Вчера ещё перешли в угол бухты, занесли два якоря на камни и растянулись по гипотенузе. Пока эта новая стоянка меня удовлетворяет.
Если приштормит, и проявятся отрицательные нюансы — придётся придумать ещё что-нибудь дополнительное. На борту находится половина экипажа, — остальные на СЧСе. Стальная «гидра» перешла на наше прежнее место. «Лиманархия» вежливо попросила их уйти с оконечности мола, дабы не мешать швартовке судов.
![]() |
Пляж Ретимно |
Они, действительно, стояли там не к месту, словно заноза в… ладони. Тариф оплаты стоянки ещё не уточняли. При нашем «птичьем» положении и скудости словарного запаса, решили пока не поднимать этот вопрос. Но предполагаем, что тариф такой же, как и в Ханье. Согласны были бы на любые условия, лишь бы о нас забыли.
В девять вечера, с российского судна, стоящего у пирса, позади яхты, кок–соотечественник предложил и передал нам остатки корабельного ужина. С удовольствием приняли от него две большие алюминиевые кастрюли с инвентарными надписями на выдраенных боках. Отъелись до отвала борщом с мясом, и на завтрак ещё остались макароны «по-флотски». Мир не без добрых людей.
Уже в темноте позвонил русскоязычному представителю работодателя. Наконец-то, нас пригласили на следующий день подъехать к нему до 17:00. Рискнём завтра оставить лодку без присмотра, благо — воскресенье. А дальше… как Бог даст! К вечеру погода испортилась, пошёл дождь. В стороне Суды — частые ослепительные молнии, правда, ветер очень слабый. Возможно, пронесёт стороной.
У «гидровцев» с поиском работы пока ничего не выходит, хотя ежедневно ходят на чёрную «биржу». По местным слухам, где-то, якобы, на городской площади, видимо расположенной в центре, предприимчевые греки нелегально набирают рабсилу для аккордных работ.
Капитан «гидры» попросил кальку карт — подходов к Кипру. Посидели немного у них на борту, пробили на «генералке» курс через Кипрское море. Эта восточная часть «средиземки» самая жаркая и солёная. Интенсивное испарение в условиях близкой Африки и отсутствие впадающих в море пресных вод сделали своё дело.
Наличие соли в воде достигает 40 ‰. Генеральный курс с самой восточной оконечности Крита на ближайший маяк острова Кипр, составил 91.5°. Расстояние равно 307 морских миль. Одна беда… если задует хороший «ост» — «по зубам», придётся идти галсами в «бейдевинд» по счислению. Это неизбежно даст определённые погрешности.
Приёмник GPS на их борту отсутствует. Вероятность определиться по встреченному судну — ничтожна. Однако, если судьба заставит — деваться будет некуда.
Воскресенье, 16 ноября
Ночью шёл дождь. Утром — штиль. Оставляем лодку и едем на СЧС. Пока тихо и штиль… Бог нам в помощь!