четверг, 19 декабря 2013 г.

Глава III — Одесса


Четверг, 25 сентября

08:40 — отход из Очакова. Ветер слабый — вестовый. Имеем четырёхузловый ход. Впереди перед нами топорщится мелкой зыбью акватория «Аксинского Понта». Впереди — Одесса!

Эта лужа на планете называется Чёрным морем


С давних школьных времён, запомнились три схожих цифры, три «пятёрки» — 555 тыс. куб. км — это огромный объём водной массы. Представьте только себе такую же огромную глиняную, эллипсовидную чашу длиною 1200 км, шириною — 600 км и глубиною полтора километра, — так «выглядит» бассейн — ванна Чёрного моря.

Для полноты данной картины можно ещё добавить, что поверхность, ограниченная обводами нерукотворной ёмкости, зачастую бывает довольно беспокойной во многих районах её площади, равной четырёмстам тридцати тысячам квадратных километров.

Чистый берег Чёрного моря
Ах, если бы, как поёт непревзойдённый Виктор Рыбин, солист российской «Дюны», — это было бы море... но вовсе не пива, а, скажем, море напитка Bionade, то его нам пришлось бы забутилировать в один квинтиллион сто десять квадриллионов начисто вымытых стеклянных, пол-литровых бутылок.

В визуально-цифровом варианте, это число выглядит, как три единицы с шестнадцатью нулями. Самая мощная в нынешней Европе автоматическая разливочная линия, выдаёт в час 110 тысяч кондиционных бутылок.

Линия розлива
Для нашего мелкотарного (полулитрового) ро́злива «сладкого газированного моря» ей потребовалось бы 1 миллиард 151 миллион 930 тысяч 262 года круглосуточной работы в три смены вовсе без выходных, праздников, обеденных перерывов и остановок на ремонт.

А кроме того, разумеется, огромный энтузиазм и ангельское терпение народных масс, граничащее с фантастическим перфекционизмом и полным отсутствием революционных настроений толпы и их лидеров....

Красоты Чёрного моря
А чтобы безотлагательно доставить наш упакованный в тарные ящики, бутилированный Bionade потребителю, понадобится 49 триллионов 950 миллиардов 499 миллионов 504 тысячи 995 дальнобойных 20-тонных фур и, как положено, — вдвое больше водителей...

Фура с Bionade
Кстати говоря, по поводу водителей — имеется небольшая справка. Согласно секретным данным ЦРУ, население земного шара, поддавшееся последнему учёту в июле 2013 года, составило 7 миллиардов 95 миллионов 217 тысяч 980 особей разных полов.

Если я продолжу описание евро-азиатского феномена, то изведу не одну страницу, пытаясь раздражить вас школьными познаниями, без которых вы вполне можете обойтись...

Остров Березань
Спустя около часа после отхода проскочили остров Березань. От Очакова его отделяют восемь километров или 4.3 морских миль. Для меня, прежде всего, — это место казни мятежных «очаковцев»: П. Шмидта, Н. Антоненко, А. Гладкова и С. Частника в марте 1906 года.

Памятник морякам
Пётр Петрович Шмидт, хоть и страдал неврастенией, но трусом, к его чести, не оказался. Необитаемый клочок выступающих коренных пород, с размерениями 1000 х 500 метров, имеет высоты и того меньше — от 4 до 20 метров, поступательно с севера к югу. Наивысшая точка острова увенчана стелой в память о расстреле.

10:25 — Ветер усиливается и отходит на вест–норд–вест. Море беспокоится, гонит волну с пенистым белым гребнем. Лодку слишком кренит на подветренный левый борт. Заменили геную на стаксель. Его уменьшенная площадь, позволит избежать излишнего крена, практически не потеряв в скорости.

Курс — 250°, разыгралась волна примерно до пяти баллов. Высокая облачность, солнечное небо. Правый галс. Стремимся к Одессе в бейдевинд. Иногда принимаем крутую волну на бак, — солёные брызги достигают кокпита. «Лебеди» (позывной «погранцов») связью нас не беспокоят. Этому обстоятельству мы только рады…

В форпике рубки подтекает резиновое уплотнение фор-люка, да и подветренный ватервейс фильтрует влагу… Периодически откатываем из-под пайолов морскую воду.

12:00 — раздуло еще крепче… Невдалеке от Одесского залива под нагрузкой вдруг с грустным хрустом разломился шкив верхнего блочка системы гика-шкота.


16:40 — наконец-то, вот она — постлетняя Одесса!

Яхт-клуб "Отрада"
Вошли в Черноморский яхт-клуб на «Отраде». Под одним стакселем прошли к дальнему углу акватории в сторону Собачьего пляжа. Вывесили кранцы и стали лагом к стенке для комфортной просушки.

Дабы оформить наше появление, я обязан нанести визит доблестным погранзащитникам. Здесь стоять довольно удобно, — застава в 300-х метрах. Миновав Собачий пляж и учебную базу одесской мореходки, оказываюсь на их территории. Меня вполне добродушно встречают и, слава богу, долго не задерживают.

Пятница, 26 сентября

"Отрадненская" стоянка яхт
С самого раннего утра навестили заместителя директора клуба и таможню. Комиссию заказали на тридцатое число к десяти утра, — это будет вторник. В отделении какого-то банка оплатили трехдневную стоянку — 18 гривен.

Затем побывали в морпорту, где получили чистый бланк экологической декларации (для его заполнения и оформления), за что пришлось отдать ещё 51 гривну. Однако оформить её не успели. Завтра этот вопрос надо «добить».

Одесский морпорт
Задержка с нашим отходом на Стамбул вышла досадная, но, увы, неизбежная… Выстраивать будущее плавание и рассчитывать каждый переход нужно… сидя дома, на тёплой кухне!

Сосредоточиться над картами, и виртуально проделать предстоящий путь, руководствуясь «золотым» правилом штурмана. То есть — будучи реалистом, на всякий случай предполагать худшее развитие вариантов.

Рассчитывая идти короткими переходами — стартовать из Херсона, как правило, нужно субботним утром. Не забыть учесть не только сезонность погоды, но и расписание «компетентных» государственных служб. Думаю, понятие о хорошей морской практике должно включать в себя всестороннюю подготовку плавания задолго до его начала (совсем скоро на Крите я буду проклинать эту спешку).

Погода стоит прекрасная, будто специально для нас: ровный несильный ветер, солнечно — температура около +20°. Сушим подмокшую экипировку. Заменил сломавшийся блочок гика-шкота на самодельный, но, видимо, вечный.

Суббота, 27 сентября

"Канатка" в парке 
С утра я отправился в морской порт, оформил экологическую декларацию. До вторника движения не предполагается. Погода нормальная — задувает лёгкий зюйд-вест, немного покрапал тёплый дождь. Попеременно выходим «развеяться» в город.

На высоком береге всякий раз любуюсь зелёным Шевченковским парком. Огромная лесистая и кустарниковая зона. Почти заповеднические уголки. Радуется глаз и душа отдыхает. Так и хочется присесть и подумать о скоротечности бытия.

Стадион "Черноморец"
Масса узких длинных тропинок, лестниц и лестничек, чудный серпантин асфальтовых, ровненько укатанных дорожек. Прекрасные памятники погибшим морякам, разноцветные кабинки канатной дороги и, наконец, уютные «кафешки».

Эх, не было бы у нас забот, да были бы деньги в карманах, — посидеть бы здесь бархатным одесским вечером. Сплошное сослагательное наклонение, однако было бы о чём вспомнить...

Стелла в парке Шевченко
Всё это великолепие огромным зелёным ковром спускается к жёлтому песку, пестрящего зонтами, пляжа; к раскинувшейся необъятности лазурного моря. Одесса на три сотни лет моложе Очакова, и основана всё так же по указу Екатерины. Название города произошло от «Одессос» — поселения древнегреческих колонистов.

Сегодня здесь «имеют честь проживать» более миллиона человек. После набитых приезжими — Киева и Харькова, приютивших соответственно около четырёх и полутора миллионов человек, Одесса — следующий город по популярности среди урбанистов.

Правда, увы, отсутствует подземное скоростное передвижение, присущее настоящей и бывшей столицам. Нет, метро, конечно, существует, однако оно не используемое. Так, угрохали средства на всякий случай — то ли ядерной войны, то ли далёкой перспективы развития города. Четыре подземных «ветки» составляют около двухсот километров трамвайных путей. Таким образом, по ним разъезжают трамваи, а не поезда.

Весь их суммарный километраж входит в солидный состав почти 3000-километровой протяжённости одесских известняковых катакомб, и официально называются «Метро-2». Однако одесскому стойкому наземному трамваю от этого не легче. В качестве утешительного приза или логичной компенсации за причинённые коммуникационные «неудобства», господь наделил одесситов огромнейшим благословенным даром. Разумеется, вы уже поняли о чём я, — о Чёрном море!

Потёмкинская лестница
Обожаю красавицу Одессу! Есть у меня несколько любимых городов. Ещё советских. Питер, Львов, Киев, Тбилиси и она… «жемчужина» у моря!

Воскресенье, 28 сентября

Утром отнёс диспетчеру яхт-клуба банковский чек стояночной оплаты. Взамен получил клубные печати на возвращенных мне трёх экземплярах судовой роли. Письменно заказал «власти» на вторник. Диспетчер связался с пограничниками, но его переадресовали в морпорт. Будем звонить туда завтра до девяти утра.

По идее задержки не предвидится. Итак, теряем уже четыре дня из-за выходных — лишний расход продуктов и денег. Коль не это обстоятельство, гуляли бы уже по Стамбулу, учитывая попутность ветра. Солнечно, температура: +17°. Заняты мелким ремонтом, в частности резиновым уплотнителем фор-люка, через который приняли в бейдевинд немало воды.

Понедельник, 29 сентября

После девяти утра зашел к диспетчеру яхт-клуба. Продублировали вызов «властей» на завтра. Побывал снова на таможне, проконсультировался по поводу заполнения документации. Мне кажется, всё готово. Взяли на борт запас — 37 литров питьевой воды. Яхту перевели к таможенному причалу. Погода весь день хороша!.. Очень легкий ветерок, солнечно и тепло, наверное, бабье лето. Завтра, надеюсь, поднимем паруса!

Хотя пройдя всю, предшествующую сегодняшнему дню, бумажную «тягомотину» ещё в Херсоне, я сделался почти отстранённым «философом – фаталистом». От рождения, не будучи жизнерадостным экстравертом, легко сошёлся с мрачноватым юмором законов Чизхолма и его меланхоличных однодумцев.

То есть известный парадокс — «несокрушимая уверенность, может состоять единственно в том, что никогда нельзя иметь в чём-либо уверенность». И «если эта мысль абсолютно верна, соответственно, она ошибочна», — так вот, после плотного общения с писчебумажными душами присутственных мест, этот парадокс, увы, перестал быть для меня пустым набором слов.

Правда, мне не очень близок Первый закон Чизхолма, который звучит примерно так: «всё, имеющее вероятность сделаться худшим, непременно таковым станет».
Определение вторичного качества, на мой взгляд, страдает зависимостью критерия оценки от уровня субъективизма тестирующего индивида.

Медведь на рыбалке
Если говорить вообще в абстрактной плоскости, то вряд ли бурый медведь сойдётся с Чизхолмом в определении вновь приобретённого вкусового качества весьма подпортившейся рыбы, добытой им накануне. Снова вездесущая относительность вмешивается в якобы проверенную унылой практикой непогрешимость излагаемых мыслей.

Даже, если полностью исключить абсолютность восприятия, то есть рассматривать закон только в сфере взаимоотношений «человеков», тем не менее, остаётся, широко пренебрегаемая неимущим классом, условность срока годности лежалого продукта.

Она, кстати говоря, вполне оправдана здравым житейским смыслом. Хотелось бы верить, что столь удачно сформулированные для общества наблюдения Мёрфи, Чизхолма и прочих авторов, относятся не только к области науки, инженерии и производства. Естественно, необходимо привести «логическое» и единственное следствие закона. Хотя это и явная софистика, но она-то и важна в своём гипертрофированном сарказме: «всё, избегающее вероятности сделаться худшим, — также становится таковым».

Ну, так вот, если в законе, некоторая шероховатость присутствует, то в сентенциях, на которых он базируется, я не могу усомниться вовсе. Догма первая: «Если самая мизерная погрешность, теоретически может оказаться в выполняемых вычислениях, — она там окажется». Здесь нечего добавить!

И вторая: «устройство, подлежащее тестированию и настройке, будет приведено к требуемым параметрам с наибольшими трудозатратами». Здесь, как нигде, чувствуется полнейшая и оправданная инженерская удручённость.

Но наиболее изящным мне представляется второй закон Чизхолма. Он провозглашает достаточно часто переживаемую мной ситуацию и, я думаю, знаком не по наслышке самой широкой публике: «после нескольких случаев везения, неизбежна полоса последующих неудач». 

Вытекающее из него первое следствие: «если удача отвернулась от тебя, — в скором времени жди ещё большего обвала», весьма узнаваемо и давно отражено в нашей славянском варианте: «беда не приходит одна». Разумеется, не менее знакомо и второе грустное следствие: «процесс субъективного восприятия улучшающегося положения, таит в себе неизбежную ошибку». Как говорится, не спеши радоваться!

И, наконец, третий закон Чизхолма, который мне как мелкому руководителю набил немало шишек: «Всякое стремление или указание будет понято с извращением вложенного в них смысла». Как правило, предвидя всё это и отдавая указания, стараешься настолько «разжевать» тему, что сам себе начинаешь казаться маразматиком.

Вытекающие следствия очень близки, и, собственно, комментариев не требуют: «чёткость даваемых пояснений не в силах исключить хотя бы одного человека, не понявшего их сути».

И второе: «предприняв, несомненно, достойные действия, будьте готовы, хотя бы к одному негативному отзыву»Так что, в нашей ситуации приходится исповедовать классическое: на лучшее надейся, но готовься, разумеется, к худшему! Да, собственно говоря, это просто «усиленное» штурманское правило.

Вторник, 30 сентября

10:10 — прибыли «власти». Два прапорщика — пограничник и таможенник. Привычно ловко запрыгнули на борт. Никуда не заглядывали, нигде не рылись. Нормальные молодые парни. Проверили документы. Посидели… поговорили. Пока «граница» заполняет бумаги, таможенник с детским любопытством оглядывает кают-компанию. Берёт с полки мой яхтенный нож.

Это фиксированный клинок с гардой и грушёвой рукоятью. Тянет из кожаных ножен, увлечённо разглядывает заточку лезвия и пилообразную насечку обуха. Соразмеряет с ладонью, явно превышающую её, длину клинка. Цокая языком, показывает «погранцу». Тот равнодушен, занятый писаниной. Таможенник молча возвращает нож на полку, вздыхает. Жаль угостить их нечем… и подарить нечего… Они не обиделись.

— Ну что, выпускаем? — смотрит пограничник на напарника. Тот кивает: 
— Таможня даёт «добро»!


Мы все дружно и весело смеёмся, вспоминая луспекаевского Верещагина. Подписали бумаги, пожелали нам удачи. Это всё! Граница за нами «закрыта» — мы лишены права покидать борт яхты. В принципе, даже ступать на пирс! Прошай, Одесса!

11:20 — Наконец, отошли от причала, выбрались из акватории — курс на Стамбул. Ветер вестовый, средний. Волнение до двух баллов. Скорость три–четыре узла. На компасе — 185°. Идем почти в галфинд правого борта. Счастливо улыбаясь, молча переглядываемся. Наконец-то вырвались! Я слишком долго жил в славной стране социализма.

И хотя «самостийности» Украины исполнилось более полудесятка лет — оттуда ещё не «эмигрировал». Чтобы это сделать, нужно, видимо, частично уничтожить свою память. В «брежневские» времена жилось относительно сытно и тепло. Но это были сытость и тепло «коровника»! Когда подгнившее строение развалили, поневоле пришлось выгребаться из собственного навоза.