воскресенье, 25 октября 2015 г.

Суеверия морские и не только...


Независимо от принадлежности индивида к той или иной профессии, совсем некорректно воспринимается нескромное использование им указательного пальца при желании обратить внимание своего собеседника на какой-либо из объектов, не говоря уже о субъектах.

В обществе потомственных моряков подобный жест так же весьма неприемлем при указывании на небо. Это считается оскорбительным для богов, способных покарать парусный корабль глухим штилем или жестоким штормом. Кроме того, указывать пальцем на судно, выходящее из порта — предрекать ему гибельное плавание.

Когда и как родилось опасение «чёртовой дюжины», то есть числа 13 — доподлинно не известно. Однако все мы помним из библии, что после тайной вечери в составе дюжины апостолов и Христа, ему — одному из тринадцати — пришлось быть распятым… Так или иначе, но почти весь наш мир воспринимает одиозное число несчастливым.

Французы, например, нанимая работников, ограничиваются цифрой «12», либо добавляют к ней ещё двух человек. Традиция даже получила в народе определение, как профессия «14-го гостя». В жилых домах некоторых стран отсутствует 13-й этаж и квартиры с тем же номером. В крайнем случае, их сдают вдвое дешевле. Абсолютно убийственной смесью считается 13 число календаря, выпавшее на пятницу.

Из данных врачебной службы Великобритании следует, что в пятницу, 13-го — поступление пациентов в лондонские медучреждения и травмпункты увеличивается сразу в полтора раза. И это несмотря на полный отказ многих пользоваться в этот день автомобилем.

Впрочем, у далёких греков несчастливым днём недели, в отличие от нашей пятницы, считается безобидный вторник. Дело в том, что в Элладе неделя начинается не с понедельника, как у нас, а с воскресенья, и потому третий день недели — вторник — называется «трити».

В сочетании с несчастливым числом «13», которое звучит как «дэкатрис» — это даёт две цифры-тройки в конце и произносится — «дэкатрис–трити». Тавтологическое и какое-то кисловатое звучание даты, предположительно, и сделало её неприятной для музыкального греческого уха.


Некоторые морские поговорки


Испанская
  • Гладь морскую уважай, да только ей не доверяй. 
Английские
  • Пройдёт и страх, и морской вал, но вечен вахтенный журнал. 
  • Ветер может быть рабом, но не вечным должником. 
  • Попутный ветер в паруса, что распутницы краса. 
  • Стоянка на хорошем рейде лучше прикола у плохого мола. 
  • Однажды ставший капитаном в душе, навсегда останется им на палубе. 
  • Коль выпала кораблю дальняя дорога — капитан стал первым после Бога. 
  • Капитан должен думать быстрее, чем идёт его корабль. 
  • Капитан должен знать свой дедвейт, как эмир Эль-Кувейт. 
Французские 
  • Из далёких морей не жди скорых вестей. 
  • Крепкий ветер у лица правит юнгу в мудреца. 
  • Не дай бог ходить на старом судне с молодым капитаном. 
  • Корабль с двумя капитанами на борту имеет по курсу вдвое больше рифов. 
Русские
  • Не будет палуба без капитана, как капитан не может быть без парусов. 
  • Капитан умеет то, чего не сделает никто. 
  • Старого капитана меняют на трёх молодых. 
  • Без штормов и без туманов не бывает капитанов. 
  • Стрелка видно по винтовке, капитана — по швартовке. 
  • Если в море нельзя иметь капитанов двоих, то на берегу — мало и троих. 
  • Оружие познаётся в боях, а капитан в штормах. 
  • Капитан на берегу — его дух на борту. 
Польские
  • В штиль капитаном желает быть каждый — при шторме лишь только отважный. 
  • Старого капитана новыми штормами не испугать. 
  • На корабле всё исправно пока исправен капитан. 
  • Капитан — старший на судне не потому, что носит на плечах погоны, а потому что имеет на плечах голову. 
  • Капитану дано вздохнуть, лишь когда судно закончит путь. 
Сербская
  • В море матросу кубрик — дом, капитану рубка — трон. 
Финская
  • Капитан при парусах, что бог на небесах. 
Турецкая 
  • Как султан на троне, так капитан в море. 
Индонезийская 
  • Общайся с умным за столом, в дороге будь с проводником, в море — только с капитаном. 
Итальянская 
  • Лучше быть капитаном на гондоле, чем матросом на ледоколе. 
Шведская 
  • Когда море спокойно — любой капитан выглядит достойно. 


Морские приметы 

  • Чтобы вызвать ветер в штилевую погоду, да ещё с нужного вам направления, нужно всего лишь слегка поскрести мачту с соответствующей стороны. С той же целью паруса обрызгивают водой и вызывают ветер лёгким свистом. Однако при свежем ветре свистеть не рекомендуется, иначе шторм — неизбежен.
  • Подкова, прикреплённая на мачте или в кают-компании — приносит удачу точно так же, как и на суше. Серьга в ухе моряка свидетельствовала о прохождении им мыса Горн.
  • Святой Николай — покровитель моряков. В отличие от других святых, ему не нужно испрашивать разрешения у Господа для оказания помощи в море. Ведь для терпящих бедствие важна каждая секунда.
  • В морских чаек вселяются души погибших моряков. Крик чайки жалобен и человека не радует. Убить эту птицу — большой грех.  
  • Когда чайки сели в воду — жди прекрасную погоду. Птица к берегу летит – значит скоро заштормит, села чайка на заборе — моряку не выйти в море.  
  • Вечером тонет солнце в воде, успокойся — не бывать беде, если кануло солнце в тучи не уйти кораблю от бучи. 
  • Солнце спать ложится ярко красным — завтра будет день прекрасным, если же красным просыпается — следом ветер поднимается. 
  • Моряк входит на борт с правой ноги и не наступает на комингсы. 
  • Моряки салютуют из оружия нечётным количеством залпов.  
  • Предыдущее плавание называют «крайним», но не «последним». Та же терминология используется и пилотами авиации. 
  • На флоте не принято сплёвывать на палубу, садиться на кнехт и располагаться спиной в сторону движения. Моряки также не бреются во время хода судна, не останавливаются на трапах, не задерживаются в узких проходах и не всходят на борт с рыбацкими сапогами, висящими через плечо. 
  • Понедельник и пятница считаются неприемлемыми днями для выхода в морской рейс. 
  • Капитанское место за столом кают-компании не занимается, даже при отсутствии капитана на борту. 
  • Когда стрелка барометра скачет — ничего это не значит. Если плавно вниз ползёт — морякам беду несёт. 
  • Вслед за ветром дождик каплет — значит скоро шквал иссякнет. Если дождь пошёл сначала — лучше прячься у причала. 

В заключение мы могли бы вспомнить, что определение клубному пиджаку — «блейзер» дало название корабля. В позапрошлом веке, когда ещё не было единой формы в военно-морской службе Великобритании, капитан судна под названием «Блейзер» заказал форму для своей команды.

Самым важным атрибутом одеяния и был синий китель с металлическими пуговицами и названием корабля на нагрудном кармане. Эта форма выглядела стильно, и вскоре многие владельцы и капитаны белоснежных яхт перенесли морскую моду на берег.