среда, 19 августа 2015 г.

Индийский океан — Сомали: Что делать с пиратами XXI века?


Пиратское побережье Сомали, которое вынуждены обходить торговые корабли, давно заставило многих судовладельцев крепко задуматься о сохранности своих грузов и безопасности экипажей. Франция первой предложила услуги по охране торговых конвоев, так сказать, «на вынос». Она отправила спецгруппы в Индийский океан на рыбацких тунцеловах.

Бельгийцы создали такие же вооружённые группы для своего торгового флота, однако вовсе не бесплатно. Несение охраны одним отделением в течение недели обойдётся судовладельцу более чем в 160 тыс. долларов. Многие страны, включая Америку, решают эту проблему самостоятельно. Тем не менее, США намериваются последовать первому опыту Франции.

Многие из судовых компаний, защищая свой ​​бизнес, уходят под удобные флаги других государств. Этим они избегают ряда обязательств перед экипажами судов в аспектах выплаты денежного вознаграждения, условиях найма и т.п. В последние десять лет пиратский бизнес у берегов Сомали разросся до тысячи серьёзных группировок и превратился в определённую мировую проблему.

К тому же, давно наработана оплачиваемая сеть бизнесменов — серых посредников из персидского залива. Пиратские захваты судов продолжаются, ловкие посредники помогают общаться с властями, владельцами и... получать преступный выкуп.

Пираты всячески пытаются разнообразить методы нападения, начиная со всё возрастающей удалённости от материкового берега; подставных обманных ловушек, якобы терпящих бедствие и ночных нападений. Скрытный подход и захват палубы ночью, даже при поднятой вахтенными тревоге, зачастую застаёт судовую команду не готовой к сопротивлению. Основная защита у судна едина — колючие заграждения по борту и пожарные водомёты.

Пираты, как правило, вооружены «калашниковыми» и базуками. Скорость полного хода корабля даёт ему не более чем какое-то время на подготовку к отражению пиратской атаки. Современные флибустьеры, имея в своих рядах сотни быстроходных лодок, часто маскируются под обычных рыбаков, дожидаясь ночи. Несколько скоростных дозорных разведчиков рыщут в акватории, готовые мгновенно предупредить основные силы о приближении жертвы.

Предводителю пиратов остаётся только рассчитать точку ночного рандеву. На бортах рыбацких фелюг и за кормовыми транцами находятся надёжно прихваченные буксирными концами надувные или пластиковые лодки с очень мощными подвесными моторами. Каждая лодка способна выдержать не менее четырёх–пяти боевиков, вооружённых абордажными кошками.

Современные корабли настолько автоматизированы, что в период ночной вахты бодрствуют всего несколько человек на ходовом мостике. Их-то и пытаются захватить пираты, взобравшись на палубу. Мостик и капитан — это контроль над судном. Команду стараются изолировать под угрозой применения оружия.

Судоводителю предлагается отвести захваченный корабль в указанное главарём место. Разумеется, аргументы настолько весомы, что капитан не может отказаться. На месте предложенной якорной стоянки к группе захвата присоединяются дополнительные силы. Экипаж удерживается на борту либо переводится на берег. Естественно, что кроме трюмного груза, судовая команда представляет собой не менее ценный продукт выкупа.

В связи с тем, что пираты способны удаляться от своего берега на расстояние до 300 миль, акватория их вероятного нападения намного расширяется. А ведь акваториальные границы Сомали минует почти треть мирового торгового флота...

Обеспечить всем судам охранный конвой невозможно физически. Военные антипиратские силы оставляют за собой законное право блокирования или уничтожения прибрежных пиратских деревень. Ведь можно утопить захваченные плавательные средства и отправить за решётку всех, кто того заслуживает.

Однако это не решит проблему отсутствия у населения способов к существованию. На смену одним пиратам придут другие. К тому же после осуждения США за операцию в Ираке, мало кто захочет взять на себя роль мирового жандарма.

В разорванной на шестнадцать новообразований децентрализованной Сомалийской республике практически нет действующего федерального правительства. Существующая сегодня кучка бессильных «федералов» не способна управлять разрозненными крупными бандами вооружённых и воинствующих людей.

Отсюда становится понятным, что внутри страны бороться с пиратами просто некому. Мир стоит перед дилеммой — продолжать платить дань пиратству или начать очередную локальную войну с многочисленными группировками бандитов при весьма туманной перспективе.

Конкретно, денежный выкуп пиратам за груз и экипаж выплачивается страховыми компаниями. Те, в свою очередь, аккумулируют средства методом повышения страхового сбора с клиентов. Так как рост финансовых выплат страховщику не критичен и находится в пределах одного процента от стоимости активов, страны — судовладельцы колеблются в состоянии нерешительности. Что делать? Оставить ситуацию как есть или заняться радикальным решением проблемы?

И что в итоге окажется дешевле? Многие суда просто отказываются от опасного прохода Суэцким каналом, огибая Африку с южной оконечности. Но и этот манёвр не даёт морякам стопроцентной безопасности. Треть захваченных кораблей оказываются таковыми, несмотря на принятые меры предосторожности.

Конечно, можно запретить всем сомалийским плавсредствам выход в море без наблюдательного сопровождения. В случае неподчинения их можно топить на месте, но... чем это может закончиться? Не перерастёт ли одна проблема в другую — ещё более неприятную? Не будут ли восприняты человечеством подобные действия, как геноцид нации?

Пока в ближайшей перспективе предполагается пересекать 800-мильную акваторию пиратской страны под охранной общего сформированного конвоя. Естественно, мера добровольная — каждый волен поступать, как хочет. Как говорится, риск — дело благородное...

Крупные морские страны под предводительством ООН всё же предлагают ввести на территорию Сомали миротворческий контингент. Военные склонны полагать, что экономически это дешевле вечного содержания патрулирующего флота и авиации в пиратской акватории Индийского океана.

В конечном итоге мировое мнение способно дрогнуть и... принять позицию озабоченных морских перевозчиков. Спустя год–другой возможно, что ситуация завершится миротворческой миссией в границах Сомали. А пока мореходам приходится рисковать в ожидании логического разрешения древней проблемы в современном мире.