воскресенье, 14 августа 2016 г.

Глеб Котельников: парашют для «камикадзе»


Развитие прогресса во все времена требовало жертв. И общество периодически шло на них. Становление «на крыло» обошлось авиаторам особенно дорого. Сотни пилотов оплатили своими жизнями тягу человечества к небу.

Одним из первых осенью 1908 года разбился офицер США. Спустя всего год погибли ещё трое пилотов. В двух последующих — 1910-м и 1911-м годах число авиационных жертв составило уже 114 человек.

Погибали молодые бесстрашные лётчики, так как не каждому удавалось безаварийно посадить неисправный аэроплан вдали от лётного поля. О том, чтобы покинуть пилотскую кабину в небе — речи вовсе не шло, ведь парашюта, который мог бы спасти жизнь пилоту просто не существовало.

То есть «пылилась» ещё с 1483 года идея Леонардо да Винчи, помнили о парашюте Франсуа Блоншара, на котором он в 1785 году сбросил собаку с воздушного шара. В Европе отдельные смельчаки испытывали свои модели парашютов. Но спасательное приспособление в той форме, к которой мы привыкли — в виде ранца за спиной — лишь предстояло сделать.

И вот тогда на сцене появился Глеб Котельников. Подмостки упоминаются не только в переносном, но и в самом прямом смысле, ведь российский изобретатель был актёром петербургского Народного театра.

Ранней осенью 1910 года в ходе соревнований на Питерском лётном поле, аэроплан российского офицера-капитана потерпел катастрофу, распавшись в воздухе. Отважный авиатор разбился на глазах публики, упав почти с полукилометровой высоты.

Эта нелепая смерть крайне потрясла актёрскую душу Глеба Евгеньевича. Он заболел идеей сохранения золотого генофонда пилотов по крайней мере на территории своей страны. Окончивший в самом начале карьеры Киевское военное училище, 38-летний Котельников оставался поручиком запаса и активным подданным империи.

Это обстоятельство ему здорово помогло. Чувствуя себя ответственным за сбережение чужих жизней, новоявленный волонтёр-изобретатель взялся за работу. «Укладку» шёлкового купола и верёвочных строп он поместил в алюминиевый короб.

Стоило сорвать пальцем вытяжное кольцо крышки ранца, и спрессованная мякоть ткани безотказно выбрасывалась наружу мощно подпружиненным деревянным поддоном. Спасательная парашютная система оснащалась ремнями крепления и без излишнего комфорта была способна сохранить жизнь пилота.

Первый парашютист
Изобретатель протестировал парашют в различных ситуациях, включая также выброс шёлкового купола из кузова мчащегося на приличной скорости автомобиля. Сила торможения оказалась настолько эффективной, что даже умудрилась заглушить 20-сильный двигатель машины. Однако неизбежно, — вслед за манекенами переступить черту страха должен был живой человек...

И такой смельчак нашёлся в самом начале 1913 года. Первый испытательный прыжок с новым парашютом Котельникова вписал в историю воздухоплавания имя петербургского студента Владимира Оссовского. Рискованный акт состоялся в городе Руане, на французской земле, где и был получен патент на изобретение.