понедельник, 5 января 2015 г.

Никита Михалков — Солнечный удар вследствие звёздного падения

Фильм по бунинской прозе «Солнечный удар» и «Окаянные дни» — очень грустное зрелище. Диагноз прежний — художественная слепота некогда талантливого режиссёра


Наконец-то, выкроил время среди новогодних праздников для довольно долгого просмотра Михалковского «Солнечного удара». Ну что тут сказать?..

Увы, после «Противостояния» и «Цитадели» — результат, как присутствие одолевшей хвори, уже не удивляет. Такое впечатление, что классного режиссёра, профессионала с большой буквы постиг настоящий солнечный удар!

Это просто напасть какая-то… будто болезнь художественной слепоты, «замыленности» глаз — внезапно обрушилась на автора боевика «Свой среди чужих...», изящных и в определённой степени философских кинокартин: «Раба любви», «Неоконченная пьеса...»«Пять вечеров» и оскароносных «Утомлённые солнцем».

Увы, в режиссуре такое бывает. Вспомните, какую безвкусицу после своих шедевров начал снимать в начале 1990-х лёгкий лирик Эльдар Рязанов! Впрочем, досадные проколы случились у него и в начале 1970-х. Одним словом, от этого никто не застрахован. Риск нежданно-негаданно оказаться с «замыленным» взором в кинематографическом мире есть всегда.

Вот здесь, дабы «промыть» глаза режиссёру, и нужны настоящие друзья! Причём друзья, не работавшие над картиной, иначе не поспособствуют выздоровлению. Ведь мы видим, как Адабашьян, способный повлиять на Никиту Сергеевича, оказался подвержен той же грустной болезни.

Уж он-то, со своим изящным Строгановско-художественным вкусом, должен был заметить все те бесконечные перегибы, пережимы, Михалковские ненужные акцентации, которые сам режиссёр увидеть уже не в состоянии.

Видимо, звёздность Михалкова продолжает играть с ним недобрую шутку. Он снимает своё кино для нижестоящего плебса. Для зрителя, которому вовсе не доверяет. Отсюда желание все разжевать и разложить по полочкам. Дважды повторить и не забыть добавить глубокомысленности. А то ведь народ не поймёт, не «догонит»...

При всём уважении к достойной теме повествования, вижу абсолютно заброшенные полутона и отвергнутые намёки. Вовсе позабыта пронзительная сила «секундного кадра». Всё это действительно можно сравнить с досадным солнечным ударом, вследствие которого суперзвёздность режиссёра, к несчастью поклонников, оборачивается его грустным профессиональным падением...