понедельник, 15 сентября 2014 г.

Покупаю, заверните... парусную яхту


Поздним сентябрьским вечером на мой мобильный позвонил старинный приятель. Мы с ним не часто используем телефонную связь, а потому я довольно заинтересованно принял вызов.

— Слушай, дружище, надо посоветоваться, — начал он, — давай встретимся.
— Ты меня интригуешь... По какому поводу совет? — удивился я.
— Да вот, нас с зятем посетила мысль о новой парусной яхте. Парень он, относительно состоятельный, и хотя не яхтсмен и, тем более, не Абрамович, но загорелся идеей и решил инвестировать в это дело по мере сил.

— Ну, а стартовые задумки какие-либо есть?
— Да, я полагаю, нужно что-то семейное. Типа «река-море», ведь живём всё-таки на Днепре, то есть на реке, а не на пляже Атлантики. Его же молодая романтическая душа тянет в океан! Одним словом — нужен консенсус.

Мы встретились сразу же на следующий день. Мой приятель для освещения вопроса запасся пивом... я же — ноутбуком.

— А нет желания построить яхту самостоятельно? — интересуюсь с самого начала. — Было бы дешевле. Да и угодить своему вкусу можно как никогда.

— Э-э-э, нет… для того чтобы строиться, нужно быть, либо классным мастером, либо полным фанатом, — раздумчиво начал мой собеседник. — Процесс постройки должен приносить наслаждение не меньшее, чем сама эксплуатация.

— Да, не буду спорить — это далеко не для каждого, — согласился я. — Тем более, что лучше быть и тем и другим. То есть и мастером, и фанатом. 
— Иначе рискуешь не довести начатое дело до конца, — продолжил он, — или слепить на скорую руку какую-нибудь ерунду.

— Ну а всё же, чего хотелось бы? К чему лежит душа?
— Да, зять, насколько я смог его понять, хочет, какой-нибудь стеклопластиковый «сэндвич»… в пределах десяти–двенадцати метров. Не уверен… «нулевую», или «б/у»… смотря по цене и состоянию. На чём сейчас в основном ходят? И вообще, что предлагают?

— Давай посмотрим, — отвечаю я, — открывая ноутбук. — Но надеюсь, ты помнишь разницу между настоящим стеклопластиком и «сэндвичем»? Второй, более чем на треть легче, и, соответственно, — дешевле. Своим малым весом он способствует экономии двигательного топлива, а также даёт выигрыш в гонке.

Catalina – 355
Зато первый вариант, во много раз крепче, надёжней, и проживёт гораздо дольше. Потому что, как ни крути, а ничего вечного в мире нет! Вода через пластик всё же фильтруется.

Говоря одним словом, первый из вариантов — это «круизёр»; второй претендует на «гонщика», способного развалиться сразу после финиша! Шучу, конечно... 

— Да-да, естественно, я этого не забыл. Оптимальным соотношением, полагаю, может быть формовочное соединение крепкого стеклопластикового днища со всем прочим. Конечно, кроме «ширстрека», выполненного из «сэндвича» с прослойкой бальзового дерева.

— Но я полагаю, смотреть нужно не списки верфей и не реестры яхтенных производителей, — логично рассуждает потенциальный приобретатель, — а отмониторить чартерные круизные фирмы. То есть каких типов лодки они в основном эксплуатируют?

— Согласен, — говорю я, — сначала выясняем, на чём ходят люди. Так сказать, апробированные варианты, а затем уже будем интересоваться их техническим и финансовым аспектами.

L– 10.8; m – 3.7; h – 2.02
Слегка окунувшись в информационное поле Интернета, можно сделать вывод, что из многих присутствующих в чартерах, как правило, доминируют парусники ведущих брендов, средних ценовых категорий от 80 до 160 тыс. евро.

Если на дорогие, «люксовые» 15-метровики и более ориентированы такие производители как Halberg Rossi, Swan, Gozzard, Hylas, Trintilla, то уважаемые штатовские верфи Chris Craft и Hunter Marine, более приемлемы для среднего класса потребителей своим модельным рядом 10–12-метровиков — Catalina и Hunter.

Catalina – 385
К ним можно добавить известный бренд французской Beneteau Group, (поглотившей в уже далёком 1995 году небезызвестную Jeanneau). Эта компания уступает в возрасте легендарному 140-летнему  «Крису Крафту» всего лишь десяток лет.

Плюс бренд плодовитой германской верфи Bavaria, с входящим в неё, некогда французским — DufourДля сравнения можно было бы разбавить эту группу совсем «дешёвыми» польскими яхтами верфи TES-Yacht от Томаша Сивика, и знакомой линейкой Conrad да Taurus от компании Navimor.

А кому-то придётся по душе и по карману парусная серия «люксового» класса Delphia, от одноимённой фирмы братьев Петра и Войцеха Котов, основавших её в исторически ещё более давнем 1990 году.

L – 11.9; m – 3.99; h – 2.08
Вот, пожалуй, среди этих брендов будем разыскивать и подбирать своё будущее приобретение.

Однако сразу возникает закономерная дилемма: какую же лодку выгоднее покупать? Новую или подержанную?

Этот вопрос, надо сказать, не предполагает догматического ответа. Каждый решает его для себя самостоятельно. Всё будет зависеть от стоимости обновления весьма подержанной… или величины уценки, вовсе не требующей вложений, яхты.

Hunter – 36
А также — от вашего уровня готовности вкладывать средства и свои силы в восстановление отдельных узлов лодки или мириться с выторгованным размером ценовой скидки. Как показывает известная практика, яхта, бывшая в употреблении от пяти до семи лет у рачительного хозяина, потеряет в цене порядка четверти стоимости.

Однако, если лодка много «трудилась» все эти годы на чартерную фирму — она подешевеет уже на треть. И, наконец, когда вас не совсем удручает восстановление аварийного борта, вы можете приобрести его за полцены.

— Итак, конкретно, из чего мы всё же могли бы уже сегодня выбирать? — нетерпеливо интересуется мой «хоббиматик» (коллега по хобби). 

— Я полагаю... начать стоит, лучше всего, с «Крис Крафта», а вернее — его двухкаютных Catalina, под футово-размерными номерами: 355 и 385, соответственно: 10.8 и 11.9 метров длиной.

Beneteau Oceanis – 320 (2 Cab)
Эти «двухкомнатные» лодки, на мой взгляд, идеальны для семьи из четырёх человек. Пара гостей, при желании, может легко разместиться на нескольких диванах в «гостиной» — кают-компании. Полагаю, что для средней семьи, наличие третьей каюты — это совсем излишняя роскошь... Но... как говорится, хозяин — барин.

Так же можно приглядеться и к 10.8-метровому Hunter-36. Однако мне кажется несколько странноватым один из вариантов его компоновки — поперечное расположение постели в кормовой каюте. То есть, на стоянке, конечно проблем не будет.

L – 9.75; m – 3.26; h – 1.7
Но на ходу, при хорошем крене на правый борт, вниз головой, пожалуй, не поспишь... При этом, цена пятилетней лодки равна 199 000 евро...

После признанных американских брендов, лёгкие французские яхты от фирмы Beneteau, выглядят, естественно, более «бюджетно». Это, прежде всего, двухкаютная 9.75-метровая лодка Oceanis-320 — круизёр.

Beneteau First – 30
И изящная красавица — её «сосестра» 9.81-метровая Beneteau First-30 — явный гонщик с двухперовым рулём. Яхта 2012 года постройки стоит 73 000 евро.

И тут я снова думаю, что для семьи, состоящей из мужа, жены и двух отпрысков — трёхкаютный 12-метровик, всё же был бы великоват (впрочем, если они собираются часто принимать нескольких гостей — дело другое).

2012 г. L – 9.81; m – 3.23; = 73000 евро
Имеется ввиду, естественно, не то, что в прямом смысле этого слова — вокруг наличествует очень много излишнего, бесцельно «гуляющего» пространства.

Но то, что 12-метровая лодка просто, как-то нерационально очень избыточна по метражу в смысле управления, обслуживания, содержания и даже восприятия окружающими.

Jeanneau Sun Odyssey-36i (3 Cab)
Кроме того, нельзя забывать и о напрямую зависящей от размерений, начальной цене продажи. При этом необходимо учитывать все три, весьма существенных ценовых различия: цена — базовая, цена — походная и цена — повышенного комфортного обитания. 

Автомобилисты могут осознать на примере машинного ряда, насколько велика может быть финансовая дистанция между минимальным и максимальным уровнями оснащения.

2011 г. L – 10.7; m – 3.36; h – 1.83; = 85300 евро
Иными словами, если конечная цена, снаряжённой и полностью готовой к дальнему походу яхты, превосходит базовую цену на её одну двадцатую часть, то за повышенный бортовой комфорт некоторые из «яхтсменов» выкладывают до половины её минимальной стоимости.

Это кроме расходов на доставку или перегон яхты, её регистрацию и обязательную страховку. О налоге я уже не говорю.

Bavaria-30 Cruiser (2 Cab)
После Beneteau First-30 в моих рабочих записях следует 10.7-метровая трёхкаютная Jeanneau Sun Odyssey-36i. На мой взгляд — симпатичная лодка. Приходилось довольно часто встречать её на стоянках в зарубежных маринах.

В миделе чувствуется некоторая прогонистость — 3.5 метра, при полной осадке — 1.9 м. Есть также укороченный вариант киля до 1.45. Четырёхлетнюю лодку можно взять за 85 000 евро.
    
L – 9.45; m – 3.29; h – 1.45
— А сколько лодок ты рассматриваешь вообще? — снова подаёт голос мой «хоббиматик».

— Я отобрал десяток. Тривиальное число — обычная практика выбора... Сейчас мы в середине списка. И его открывает всем известная германская Bavaria Yacht.


Bavaria-38 Cruiser (3 Cab)
Полагаю, что эта верфь может быть представлена двумя, всем хорошо известными лодками: 9.45-метровой двухкаютной Bavaria-30 Cruiser с миделем — 3.29 и осадкой — 1.45.

И вторым, также круизным вариантом — трёхкаютной Bavaria-38 Cruiser. Её размерения составляют соответственно: 11.9 м; 4 м; и 2 м.


L – 11.9; m – 4.0; h – 2/0
Если вдруг данная производственная линейка кого-то заинтересует, то к рассмотрению, как водится, всегда готов промежуточный вариант — Bavaria-32, длиною — 9.99 м. Остаётся добавить, что цены этого ряда лодок — далеко не шокирующие, а заказ выполняется в течение десяти дней!

TES-32 с 2002 года
— Кстати, если помнишь... в марте 2010 года такую же лодку — девяти с половиной метров длиной (Bavaria) перевернуло единственной огромной волной у самого берега Кипра, — долго разглядывая фото, продолжает мой собеседник. 
— К несчастью, погибла 30-летняя яхтсменка из России, и её ровесник... спасатель–киприот. Вот, что значит расслабиться на отдыхе!

L – 9.7; m – 3.0; h – 1.7; = 42000 евро
— Ладно, не нагоняй мрака. Такое может произойти со многими яхтами. И вот здесь мы плавно подошли к близкому нам, польскому производителю. Он представлен 9.7-метровой, довольно удачной лодкой TES-32.

Её мидель равен — 2.95 и осадка — 1.70 м при 11-метровой АМг–мачте. Цены выглядят относительно демократично — от 41500 евро.
— Ну, что, это всё? — подаёт голос будущий яхтовладелец, — поляки были замыкающими?

Harmony – 34
— Ещё нет, — отвечаю я, — славно замыкать представленную десятку будет уникальная французская модель. Оставил специально для тебя — на закуску. Это Harmony-34 — от Groupe Poncin Yacht. 

— Да? И что в ней уникального?
— Продвинутая, закрытая технология изготовления корпуса, позволяющая снизить его себестоимость почти на треть. Это, в свою очередь, даёт возможность уменьшить розничные цены, относительно конкурирующих, на десять процентов.

L – 10.61; m – 3.48; h – 1.85
Могу предложить твоему вниманию 10.61-метровую модель, шириною — 3.48 м и осадкой — 1.85 м, кстати, при двойном фальшкиле–тандеме и, по всей обещанной вероятности — с наличием карбонового пера руля. 

— Что ж, интересно... а откуда эти знатоки появились?

— Компания, недавно создана Оливье Понсеном. Когда-то прежде он возглавлял французский Dufour, пока тот не был съеден гурманами Bavaria Yacht.

— Ну, ладно... на этом, пожалуй, можно закруглиться, — вздыхает мой товарищ по труду. — Теперь окончательный выбор не составит проблем. 

— Не думаю... Пока всё ни перещупаешь своими руками — не выберешь! К тому же, иногда едешь за одним, а покупаешь совсем другое. Для подобной поездки самое лучшее время — вторая половина октября. Так что — удачи!