пятница, 22 мая 2015 г.

Жак-Ив Кусто: 105 лет капитану «Калипсо», суперводолазу ХХ века

Кто ещё смог бы прожить такую интересную и сложную жизнь? Испытывая колоссальную нагрузку, он провёл под водой более 60-ти опасных лет...


Это знаменитое имя очень хорошо известно ни только любителям дайвинга. Да и личность Жака-Ива Кусто знаменательна ни только достигнутым, но примером того, чего можно добиться в жизни, сделав своей основной работой любимое дело.

Не многим достаётся подобное счастье — вот так, с начавшейся жизни получить от всевышнего маниакально-удачное стремление и возможность заниматься своей мечтой. Капитан «Калипсо» и великий суперводолаз морей — самая яркая и счастливая наглядность гармоничного созвучия романтической души и умелых рабочих рук.

А началось всё 105 лет назад, в субботу, 11 июня 1910 года. Именно в этот день появился на свет будущий кормчий судна, подводный исследователь, один из создателей акваланга с открытой схемой дыхания, писатель, режиссёр, фотограф и обладатель трёх «Оскаров» — Жак-Ив Кусто.

Вынужденная работа над современным аквалангом проводилась в соавторстве с инженером-пневматиком и соотечественником — Эмилем Ганьяном. Он был на десяток лет старше 33-летнего Жака. Им удалось совершить прорыв на глубины до 60 м, изобретя автомат подачи сжатого воздуха, поступающего из дыхательных баллонов. До этого подводные пловцы дышали газовыми смесями из аппаратов с замкнутой схемой дыхания. На море стоял разгар войны — 1943 год.

В раннем школьном детстве Жак-Ив перенёс воспаление тонкой кишки. Возможно, это и сделало его тощим на всю оставшуюся жизнь. Что, впрочем, не помешало молодому человеку окончить Военно-морскую академию и поступить на службу в качестве корабельного офицера.

В его молодой душе бродила не совсем уверенная мечта — в качестве пилота подняться высоко в небо… Однако непредсказуемая автоавария однозначно перечеркнула намерения Жака получить академическую спецподготовку авиапилота. Переломанные в аварии ребра и пальцы, травма лёгких и, как следствие, паралич правой руки — не оставили шансов.

Спустя две трети года лейтенант Жак Кусто, восстановив здоровье, вернулся на флот. Он стал инструктором на военном крейсере тулонской базы. Это приблизило 26-летнего Жака к морю и его глубинам. А следующий, наступивший 1937 год превратил военно-морского офицера в счастливого молодожёна. Его 18-летняя супруга Симона была дочерью и внучкой двух адмиралов. Не удивительно, что её муж сделал флотскую карьеру, а она впоследствии обосновала на «Калипсо» свою каюту и стала вторым, неформальным капитаном.

Жак-Ив с женой Симоной
К тому же, в предвоенном 1938-м и 1940-м годах она вполне счастливо родила, соответственно, Жан-Мишеля и его меньшего брата Филиппа Кусто — двух сыновей, будущих архитектора и океанографа. Спустя почти 39 лет матери придётся оплакивать младшего из них, тело которого после трёхдневных поисков будет найдено в водах огромной реки Тахо близ Лиссабона. 

Неожиданное опрокидывание гидросамолёта на посадочной скорости довольно сложно назвать страшной авиакатастрофой, так как из всех восьми человек, находившихся на борту, никто не пострадал. Никто, кроме... исчезнувшего. Филиппа Кусто.

Во время очень грубой посадки на реку и зарывания носа самолёта в воду, последовавшего переворота и перелома фюзеляжа, Филипп находился на месте первого пилота. Кабину со стороны расположения его кресла пробил сорвавшийся с обломанного крыла тяжёлый двигатель летающей лодки PBY Catalina...

В том же 1979 году — в страшную дату гибели их совместного с Симоной и любимого сына, 69-летний исследователь стал отцом новорожденной дочери Дианы. Её удачливой матерью оказалась симпатичная 24-летняя стюардесса Французских авиалиний — Франсина Триплет.

Вторая жена, Франсина
Она имела скрытую связь с главой семейства Кусто в течение полутора десятков лет, и в 1981 году, кроме дочери, подарила ему ещё и их общего сына — Пьера. Остаётся добавить, что после смерти от рака законной супруги в 1991-м, не выдержав для приличия и годичного срока траура, счастливая 36-летняя Франсина и Жак-Ив, уже отметивший 81-й год рождения, поторопились зарегистрировать давние интимные отношения.

Дав знаменитую фамилию своим внебрачным отпрыскам, он оставил их матери все активы, вошедшие в завещание. Его старший сын явно не принял мачеху, что очевидно, положило начало долгой внутрисемейной вражде. Отец и сын судились за коммерческое использование фамилии — бренда. Молодому Кусто, естественно, было отказано в этом праве. Кроме того, сердитый родитель лишил его какой-либо возможности наследования, что усугубило отчуждённость и, к сожалению, преломило жизнь обоих на «до» и «после»…

Их примирила смерть Жака-Ива Кусто — 25 июня 1997 года. По мужским меркам подводник прожил немало. К тому же, если учесть регулярные нагрузки давления и воздействие глубоководных газодыхательных смесей на некогда продырявленное в автоаварии лёгкое. А впрочем, разве могла пострадать живая душа неугомонного старого ныряльщика, находясь в дружественной для неё аквасреде? Ведь не зря он мечтал о жизни на подводных исследовательских станциях в глубинах океана.

С помощью кинокамеры Жак Кусто открыл и показал земному человечеству неведомый — захватывающий мир романтики и опасной мужской работы. Он первым заставил населяющих планету сухопутных человеков широко открыть глаза в осознании существующей и сокрытой от них подводной жизни.

Жизни, занимающей две трети земного шара. Капитан Кусто оставил нам в бесценное наследие массу книг и фильмов о параллельном мире, в который он был вхож, как достойный представитель земной материковой цивилизации.