среда, 9 марта 2016 г.

Ветер породил парус, но кто придумал «геную»?

  
Знакомясь с профильной литературой, яхтенное сообщество давно убедилось, что на старых парусниках площадь стакселя чаще всего заключалась в малом пространстве переднего треугольника.

То есть, если передняя шкаторина стакселя, естественным образом, ограничивалась фор-штагом, то его шкотовый угол, создаваемый задней и нижней шкаторинами полотнища, едва достигал ближайшей (грот)мачты.

Подобные размерения считались актуальными вплоть до 1927 года. В это самое время в итальянской Генуе проводилась очередная Международная парусная регата. Известный владелец и капитан лидирующей шведской яхты «Лилиан» вооружил свою лодку парусом совсем иной — увеличенной конструкции.

Нижняя шкаторина необычного стакселя оказалась настолько длинна, что шкотовый угол выходил за мачту в сторону кормы, минуя дальнюю из грота-вант. Яхтсмена звали — Свен Сален, а парус с тех пор стали именовать «генуэзским» стакселем или для краткости — просто «генуей».

Однако сразу же необходимо признаться, что, несмотря на действенную популяризацию владельцем «Лилиан» увеличенного размера переднего паруса, прародителем идеи выступает вовсе не он, а итальянский парусный мастер и яхтенный гонщик — Раймон Понарио. Победы Свена Салена в крейсерских регатах просто способствовали распространению способа выжимать ветер на длинных дистанциях.

Ещё на давнем «Кубке Италии» 1925 года состоялась драматическая дуэль между французской и итальянской командами. Французы ушли со старта первыми и, благодаря распространённому тогда классическому стакселю, имевшему верхний (фаловый) угол на высоте 3/4 мачты от уровня рубки (палубы), могли выдерживать более острый курс.

Итальянцы, напротив, увалились полнее, легко набирая скорость за счёт увеличенной площади экспериментальной «генуи». В итоге длительной борьбы стартовая «фора» была ликвидирована, и на поворотный знак яхты пришли одновременно.

Яркая демонстрация весьма скоростных качеств «генуи» не могла остаться незамеченной для самых матёрых «выжимателей» ветра. Раймон Понарио принялся экспериментировать с взаимодействием грота и «топовой генуи» на курсах бейдевинд.

Спустя всего сезон, в 1926 году Раймон Понарио благодаря собственной конструкции топового стакселя (4/4 — фаловый угол паруса достигает топа мачты) уверено выигрывает Международную генуэзскую регату. Капитаны наиболее продвинутых — нидерландских, британских и французских яхт растерянно смотрят ему вслед.

В том же сезоне не меньший триумф ожидал лодку на Датской регате в Копенгагене, где Понарио устами самого короля был провозглашён лучшим шкипером Европы. И лишь на американских гонках 1927 года в Остер Бее, Свену Салену удалось прервать череду побед итальянского экипажа.

Яхтенному капитану из Швеции вручили «Золотой кубок» после того, как он вооружил свою лодку скопированным у итальянца «генуэзским» стакселем. Сравнявшись в техническом оснащении, соперникам оставалось выяснить отношения лишь в тактических уловках и наличии элементарного везения.

Кстати говоря, национальная принадлежность яхты-победителя и восторг от убедительного превосходства «генуи» заставил американцев приписать авторство изобретения Свену Салену и окрестить стаксель «шведским».

Однако следует добавить, что сегодняшняя «генуя» всё таки восходит своим рождением к ещё более древнему вооружению фелюг голландских рыбаков. Удачный парус попросту способствовал скоростной доставке более свежего улова на прилавки рыбных базаров в прибрежных поселениях.

Гонщик-возродитель и автор «генуи» XX века прожил долгую спортивную и биологическую жизнь. Господь отвёл Раймону Понарио отрезок в девять десятков лет. И если это была награда за уже давнюю — 90-летнюю «геную», то она вполне заслужена.