понедельник, 30 декабря 2013 г.

Глава ХIV — Пирей – Милос – Крит


Вторник, 14 октября

С утра, к девяти часам — неспешно отправились в порт-полицию (по-гречески это звучит как «лиманархио»), взяли на сегодня «отход». А с нас, слава богу, ничего не взяли за четырёхдневную стоянку — по их меркам, слишком маленькая лодка.

10:15 — вышли из марины под мотором. Сразу подняли полные паруса. Ветер — SE, около четырёх баллов. Это встречный ветер — бейдевинд правого галса, как говорится — «по зубам». Волнение до четырёх баллов.
10:50 — лодку сильно кренит, при отсутствии должного хода. Заменили геную на стаксель. Курс: 153° — держим на остров Ми́лос. До него от Пирея — 87 морских миль. Клок суши средних размерений, площадью 160 кв. км.

Карта острова Милос
Всемирная известность обрушилась на остров в XIX веке, когда в 1820 году неожиданно была найдена античность — двухметровая мраморная статуя Венеры Милосской.

При поиске недорогих мелких раритетов на доступных останках древнегреческого амфитеатра её случайно откопал простой французский матрос, временно сошедший на берег. Кстати, тогда Афродита была ещё с руками…

С тех давних пор Богиня любви являет себя посетителям Лувра в центре французской столицы. Не от того ли так прекрасно кружится голова в Париже?..
11:00 — сменили галс на левый. Курс: 200°–210°. Круче идти не позволяет ветер. Имеем ход три узла. Крутая волна иногда бьёт в корпус. Пошли вдоль берега, в лавировку короткими галсами.

14:00 — слишком крепко «раздуло»... Под штормовыми парусами вошли в ближайшую марину на Аттике. Нас тут же попросили убраться — дефицит стоянок…
Чудеса заморского гостеприимства!.. Правда, это не характерно для греков.

Просто в нашей жизни иногда бывает, — теория вероятности подсовывает некую определённую чудо-особь, которая, очевидно, вполне может присутствовать в любом этносе, а потому не является чётко определяющей чертой народного менталитета.

15:00 — спустя час «вломились» в следующую марину. Приткнулись с краю, у мола. Ввиду отсутствия в этом месте муринга, выбросили якорь с кормы, уткнувшись штевнем в бетонную стену с кнехтами.

Меня сразу вызвали в «лиманархио», расположенную тут же. Проверили документы и забрали экземпляр судовой роли. Разрешили отстояться до перемены погоды. Пока нет болтанки, варим обеденный суп. При остром желании можно, конечно, готовить горячую пищу и на ходу.

И даже в очень ветреную погоду. Подвесной таганок камбуза закреплён в специальном кронштейне, имеющем две степени свободы. Однако во время короткого перехода, кому нужна эта «головная боль»?.. В движении обходимся «сухпаем», да пьём чай, если не жарко.

Не хочет отпускать нас Пирей… Сошли на берег. Кроме марины, отеля да маленького кафе у проходящей рядом автострады, цивилизации больше не наблюдается. К вечеру ветер покрепчал. Добавили швартовых концов. Улеглись спать, когда стало чуть спокойнее.

Среда, 15 октября

08:00 — ранний подъём. Готовим завтрак, приглядываемся к погоде. Ветер успокоился и сменил направление на противоположное вчерашнему. Потом несколько отошёл и легко задул от SW. Волны нет — спокойно, однако, на небе облака, не предвещающие ничего хорошего. Покропил дождь — это также признак не из лучших... но надо идти вперёд!

10:00 — отошли от пирса, не прощаясь с добрыми местными «властями» марины. Вооружены малым стакселем и штормовым гротом. Кроме того идём пока под двигателем, дабы убраться подальше от береговых камней.

10:20 — внезапно заглох мотор. Продолжаем движение под парусами в бейдевинд правого галса. Курс — 180°, ход около трёх узлов. Ветер не более пяти баллов, волнение — четыре балла.

10:45 — подняли полный грот. Ход прибавился до пяти узлов.
11:10 — перед проливом Флевес подняли геную — ход более пяти узлов.
11:50 — прошли пролив.

14:00 — сменили все паруса на штормовые. Разогнало сильную волну. Курс – 140°, бейдевинд правого галса. Круче держать не можем.
16:45 — левым бортом миновали остров Агйос-Эгорьос (именно так звучит по гречески Святой Георгий; 37°42'35"N; 24°7'16" — необитаем). За семь часов мы прошли в бейдевинд 26 морских миль. Отсюда средняя скорость — 3.7 узла.

По расчетам — ещё 13.5 часов хода. Завтра в шесть-семь утра должны быть на Милосе.
18:30 — показался остров Антимилос (36°47'13"N; 24°14'18"E; 9 кв. км – необитаем). До него 40 миль – это около 11 часов пути.

Остров Антимилос
03:00 — звёздной ночью наблюдаем на траверзе правого борта, давным-давно ожидаемый нами, — Антимилос. Ветер отошёл на норд, силой три балла. Полный фордевинд. Волнение почти совсем улеглось, несём паруса «бабочкой».

Четверг, 16 октября

06:00 — Наконец-то, отдали якорь в конце одноимённой огромной бухты острова Милос. Упали спать без «задних ног» — до десяти утра. Казалось бы, ну на «кой чёрт» все эти парусные мученья? Я сам удивляюсь... однако мне это нравится гораздо более, чем, скажем... заседать в Государственной Думе.


На острове Милос
10:00 — проснулись, позавтракали, купили на дорогу хлеба и масла для бутербродов. Пока обсушились, задул NNW (север-северо-запад).
14:30 — отошли от пирса. Ветер настолько неплох, что пятимильную бухту пробежали в бакштаг за полчаса!

16:00 — за островом Милос легли на генеральный курс — 192°.
Кроме штатного грота, поставили геную и стаксель на два фор-штага — снова «бабочкой». Идём фордевинд.

Паруса — бабочкой
Скорость около шести узлов. Облачность высокая, солнечно — t°+22°. Пожалуй, только второй раз нам выпадает попутный ветер в начале последнего перехода.

20:30 — ветер отошёл на NE (северо-восток). Пришлось отказаться от «бабочки» — убрали стаксель, оставив геную и, разумеется, — грот. Идём в бакштаг левого галса. Ход до шести узлов. Волна средняя. Луна даёт видимость.

Пятница, 17 октября

01:00 — по курсу 195°, на горизонте открылось лёгкое зарево береговых огней. Это Крит! Постепенно нарастает нетерпение. Свечение маяка пока не наблюдается  далековато… В прологе я уже немного рассказывал о Крите.

Вытянутая с запада на восток, полоса земли длиною 260 км, и с наибольшей шириной — 56 км. Административно остров Крит разделён на четыре «нома» (округа), носящие названия своих основных городов: Ханьи́, Ре́тимно, Ира́клио и плоскогорья Ласси́ти.

Номы Ханья и Ретимно считаются западными, Ираклио и Лассити, соответственно — восточными. Ираклио как самый большой, имеет статус столицы острова, Ханья же — городок, на мой взгляд, самый красивый. В семнадцати основных «полисах» и множестве селений проживает более 625 тысяч «критян», кормящихся в основном экспортом оливкового масла и туризмом. Определённое место в экономике отведено животноводству и отлову рыбы.

…В корпусе лодки сильная течь. Хуже всего, если течёт по килю — он не замокнет. По всей вероятности — это последствия нашей лёгкой посадки на красивую песчаную отмель в Эгейском море. Периодически откатываем по нескольку вёдер трюмной воды.

Аккумуляторы начали очень резко садиться. В Ханье, на Крите, будет нужно обязательно подзаряжаться. Переход даёт о себе знать во всех технических аспектах. Сегодня последние, двадцать четвёртые сутки (без подзарядки) нашего путешествия на Крит.

Ханьинский маяк
Из-за не до конца продуманной (мной, конечно) даты старта, при подготовке перехода — более половины походного времени утеряно, как стояночное. Вероятно, это было бы безразлично отдыхающим туристам, но не нам — излишний расход продуктов и времени.

04:50 — Наконец-то, впереди открылся красный (по лоции) огонь маяка. Это Ханья́. Курс на него 150°–170°. Предполагаем, — до него около полутора–двух часов хода.

06:30 — вышли чётко на марину с красным маяком у входа. Сделали «почётный» круг. Когда из морской тьмы попадаешь, в яркий свет маячного прожектора и фонарей набережной, испытываешь ощущения человека, вдруг выпавшего из тёмной подворотни на залитую неоном улицу!

Вашему организму требуется немного времени для некоторой коррекции природной способности глаза чётко определять расстояние, так как реальная перспектива оказывается значительно короче, нежели кажущаяся — визуально воспринимаемая.

Почти тот же эффект проявляется во время посадки авиалайнера на аэродромную полосу. Путь с небес до земли оказывается гораздо короче предполагаемого пассажиром, когда визуально вы воспринимали самолёт, находящимся намного выше игрушечных домиков и карликовых деревьев. В момент касания бетонной ленты, мозг чувствует себя всё ещё в воздухе!

В рассветной мгле, с помощью бинокля, не суетясь, разглядываю защитную — прикрытую волной, каменную гряду и безопасный вход.

06:45 — отдали якорь в марине. Последний отрезок пути между островами занял долгих 16 часов, 15 минут. Итак, наша лодка ошвартована!.. Общий яхтенный переход: Херсон–остров Крит, относительно успешно завершён!
Однако капитанские записки на этом не обрываются.

Тех, кто нашёл в себе силы дойти под нашим парусом до цели, я приглашаю встретиться на страницах дальнейших записей судового журнала.

Правда, следуя обычной логике развития событий, продолжение рассказа, видимо, должно было бы называться иначе…