вторник, 31 августа 2021 г.

1866–2021: 155 лет первой трансатлантической парусной регате


В конце нынешнего 2021 года исполнится более полутора столетия со дня первой и легендарной трансатлантической гонки трёх парусных шхун. Регата стартовала из США, от берегового маяка Санди-Хук, расположенного на песчаной косе гавани Нью-Йорка — во вторник, 11 декабря 1866 года.

Финиш намечался у берегов Великобритании на траверзе мыса Нидлс, принадлежащего острову Уайт. Выступ островной суши находится перед западным входом в узкий пролив Солент и закрывает маршрут гоночной дистанции, составившей около 3400 морских миль.

Однако следует пояснить, что эта первая парусная гонка через Атлантику родилась из подогретого вином «мальчишеского» пари. Впрочем, спорщики были не такими уж юнцами. Самый известный из них, сын богатого владельца газетного издания New York Herald — Джеймс Гордон Беннетт-младший уже отметил двадцать пятый год жизни. Трое оппонентов: Пьер Лорильяр — табачный торговец и финансисты — братья Георг и Франклин Остгуд были его ровесниками.

Двухмачтовая шхуна
Дело в том, что все из представителей богатых нью-йоркских семей имели свои яхты, а потому выяснение чья из них более быстроходна — для молодых людей со временем стало неизбежным. Джеймс Беннетт, будучи заядлым яхтсменом, пять лет владел 107-футовой шхуной «Генриетта» (Henrietta), водоизмещающей 205 тонн.

Двухмачтовый парусник (1861 г/п) находился в отличном состоянии, хотя и успел поучаствовать в гражданской войне Соединённых Штатов Америки (1861–1865) под умелым командованием его владельца — лейтенанта Беннетта.

«Флитвинг» (Fleetwing) — парусник (1864 г/п) братьев Остгуд представлял собой почти такую же двухмачтовую шхуну как «Генриетта». Однако, имея приличную парусность, что могло быть преимуществом при слабых ветрах, «Флитвинг» уступал яхте Беннетта в прогонистости, т.е. отношении длины корпуса к его ширине в мидель-шпангоуте. Ведь при почти равной длине, судно водоизмещало на семь тонн более (205 против 212) яхты ближайшего соперника.

Что же касается третьего участника спорной регаты — Пьера Лорильяра, то его новёхонькая яхта «Веста» (Vesta) была всего на один фут (106 против 107) короче прогонистой «Генриетты». При более скромном парусном вооружении и меньшей осадке, двухмачтовая шхуна имела почти 8-метровый шверт. Это обстоятельство позволяло судну более эффективно сопротивляться дрейфу под ветер, что за пять недель до старта регаты, видимо, и способствовало выигрышу у той же «Генриетты» тренировочной гонки на 120-мильной дистанции — от маяка Санди-Хук до городка Кейп-Мей.

Ввиду того, что предстоящий трём яхтам трансатлантический переход от Америки до Великобритании — это не десятичасовая гонка вдоль близкого берега, а технические характеристики парусников почти идентичны, исход регаты, вероятно, должен был зависеть от наличия опыта и удачливости нанимаемых спорщиками капитанов. Так как ни один из владельцев шхун не рискнул бы выступить в подобной роли самостоятельно…

Однако Джеймс Гордон Беннетт, завербовав на свою «Генриетту» самого опытного шкипера — Сэмюэля Сэмюэлса, сам решил остаться на палубе рядом с ним, клятвенно пообещав не вмешиваться в управление яхтой. Братья Остгуды и с ними Пьер Лорильяр, предпочли отправиться в далёкую Европу, т.е. к линии финиша на комфортабельном пассажирском лайнере. Впрочем, их представителям, нанятым на шхуну «Флитвинг» — капитану Томасу и шкиперу для «Весты», капитану Джонсону — можно было вполне доверять.

«Флитвинг» братьев Остгуд прогнозировано захватил лидерство со старта. Спустя двое суток он уже имел 20-мильный разрыв с шедшей за ним «Генриеттой», которая, в свою очередь, опережала на таких же 20 миль замыкавшую гонку — швертовую «Весту». Ещё пара суток стабильной погоды с ровным ветром ситуацию в гонке не изменили. И вдруг, возникшая на ровном месте одинокая волна, обрушившись на палубу, сорвала с «Генриетты» спасательную шлюпку. Это был знак свыше!..

Шхуна "Генриетта"
И... через неделю после старта с севера налетел реально жестокий шторм. Несмотря на бушующее ненастье и опасения Джеймса Беннета, капитан Сэмюэльс удержал шхуну на её прежнем курсе. Шкипер Джонсон на своей лёгкой «Весте», долго не раздумывая, увалился под ветер на юг, уходя от опасных шквалов. Однако больше всех досталось лидирующему «Флитвингу» братьев Остгуд.

Стараясь не слишком низко спускаться к «зюйду» и «накручивать» более выгодный курс в направлении «норд-оста», капитан Томас распорядился уменьшить парусную оснащённость шхуны. Во время авральных работ, огромная волна накрыла судно, бросив его почти в горизонтальный крен. Теряя клочья парусины и элементы такелажа, «Флитвингу» всё же удалось встать на ровный киль. В одно мгновенье шестеро матросов были смыты за борт. Ситуация не оставила шансов для их спасения.

Трагическое происшествие стоило яхте «Флитвинг» лидирующей позиции, а шкиперу Томасу и братьям Остгуд потерю призовых денег. Придя в себя после промчавшегося шторма, шокированный экипаж потрёпанной шхуны осознал, что находится в хвосте гонки. Однако сдаваться было не в духе капитана Томаса — ещё предстояло пройти немногим менее половины дистанции. И, если не удастся выиграть регату, то хотя бы «сохранить лицо», не финишировав последним.

Так и произошло — «Флитвинг» сумел-таки достать «Весту», и пока капитан Джексон почти перед самым мысом Нидлс слегка заплутал в темноте, ушлый шкипер Томас проскочил в финишный створ, опередив аутсайдера немногим более чем на полчаса. «Генриетта» и Джеймс Гордон Беннетт пришли первыми, выиграв регату, пари и денежный приз — 90 тысяч USD. (сегодня — это около 10 млн $). Правда, чистый доход составил две трети этой суммы, так как от каждой яхты спорщики поставили на кон по 30 тысяч долларов собственных средств.

Итак, победитель — шхуна Джеймса Беннетта, «Генриетта» — от старта и до финиша находилась на дистанции четырнадцать суток без двух часов с четвертью. 

«Флитвинг» братьев Остгуд, несмотря на трагическое происшествие всё же осилил гоночный переход за те же четырнадцать суток и семь часов. И, наконец, лёгкая яхта «Веста» Пьера Лорильяра финишировала последней, спустя четырнадцать суток, семь часов и… сорок минут после старта на Американском континенте.

Вот так с яркой подачи «Нью-Йорк Геральд» — газеты Гордона Беннетта (старшего) была завершена первая яхтенная трансатлантическая гонка, (унёсшая шесть человеческих жизней), но проложившая для последующих состязаний парусников нелёгкий путь, пересекающий Атлантический океан.

Комментариев нет: