понедельник, 31 мая 2021 г.

Паруса, познавшие вековой юбилей


Итак, всего девять недель назад, 23 марта 2021 года исполнился ровно целый век (1921–2021) легендарному четырёхмачтовому паруснику — барку «Седов». Однако ещё шесть лет назад (24.12.2014) в одной из статей этого блога уже упоминался парусник «Седов», к сожалению, в связи со смертельным инфарктом его тогдашнего командира Максима Родионова. В то время речь шла только о капитанах, чередовавшихся друг с другом долгие годы, и о самом барке почти не упоминалось.

А потому сегодня абсолютно оправданным было бы вспомнить некоторые подробности, связанные с рождением и долгой жизнью парусной легенды, сошедшей со стапеля в немецком городе Киле под именем «Магдалена Виннен II» (нем. Magdalene Vinnen II). Водоизмещение (7320 т), размеры (117,5 м х 14,66 м х 7,52 м) и площадь парусности (4192 кв. м) позволяли рождённому кораблю в ту давнишнюю пору занимать четвёртое место по величине среди ему подобных.

Барк построили менее чем за два года и назвали в честь супруги хозяина и главы судоходной компании Фридриха Адольфа Виннена. В 1936 году, отработав полтора десятилетия на океанских маршрутах: Европа — Южная Америка и Европа — Австралия, и в связи с мировым кризисом, ещё далеко не отслуживший винджаммер продают «Северо-немецкому Ллойду». Новая компания-владелец даёт и новое имя своему судну, ставшему учебным, — «Коммодор Джонсен» (Kommodore Johnsen).

А спустя ещё один десяток лет (1946) борт получает советское название «Седов», став собственностью СССР — в качестве репарации по итогам Второй мировой войны. Разумеется, что к тому времени 25-летнему барку, простоявшему на приколе без движения всю мировую войну требовался серьёзный плановый ремонт. Поэтому первый выход судна под флагом Советского Союза и под командой одного из первых капитанов, Петра Митрофанова состоялся только лишь в начале лета 1952 года.

Две последовавших экономических пятилетки, с 1956-го по 1966-й год парусник эксплуатировался достаточно состоятельной гос/структурой — ВМС СССР, что позволило провести его полное переоборудование. После завершения длительной военной приписки, борт передаётся в полное подчинение мирному Министерству рыбного хозяйства. В 1981 году окончен очередной шестилетний этап модернизации и капитального ремонта. Последующее десятилетие барк принадлежит латвийскому «Рыбпрому».

Перед самым развалом СССР (в 1991-м) «Седов» вместе со вторым по величине и младшим на пять лет барком «Крузенштерн» переведён в Россию и взят на баланс Мурманским ГТУ. «Крузенштерн» приписали точно к такому же Государственному техническому университету областного города Калининграда.

С тех пор прошло 30 лет, и любители паруса счастливы, что уже с новым (с 2017 года) и самым молодым капитаном, 42-летним Евгением Ромашкиным смогли отпраздновать в этом году вековой юбилей легендарного корабля, воплотившего в себе всю романтику морских походов.

Комментариев нет: