вторник, 17 ноября 2020 г.

Михаил Жванецкий — Армен Джигарханян: Грустное завершение уникальной эпохи двух великих талантов


Михаил Жванецкий
Сегодня их общая кончина действительно выглядит как эпохальное завершение большой работы великих тружеников длиною в жизнь. Ведь, разве может быть случайным то, что эти мастера ушли в один и тот же год и месяц с разницей всего в девять дней.

Да, именно на девятый день, когда родные и друзья поминали Михаила Жванецкого на Новодевичьем кладбище, а его душа перемещалась в астральный мир, в Пироговской клинической больнице завершил свой долгий жизненный путь (14.11.20) его коллега и собрат по уходящей эпохе  — Армен Джигарханян

И хотя одесский еврей Михаил Эммануилович (6.03.34) родился полутора годами раннее ереванского армянина Армена Борисовича, отлетающая на девятый день душа сатирика позвала душу актёра за собой. И, видимо, не случайно... Чем-то они были связаны, чем-то похожи. Не талантом ли? Не тем ли, что обоих можно назвать не просто мастерами, но — созидателями?

Ведь смогли же они не просто чудно писать, читать и играть на сцене и экране. Но им удалось создать собственные супер-имена, заполучить самую большую зрительскую любовь и доброе людское уважение. Однако для того, чтобы именоваться «эпохой» мало стать «маэстро» в искусстве, надо быть ещё и человеческой  уникальной личностью. Уметь не только достоверно играть или увлекательно писать, но иметь внутри то духовное содержание, которое в совокупности с талантом и сделает тебя уважаемым любимцем народа. 

И ещё одно… на них не было налёта «совкового жлобства», несмотря на то, что оба родились и почти до пенсионного возраста прожили в советском обществе. Они не вызывали у молодёжи чувство, пошловато-досадной идиосинкразии. Подобное тому ощущению, которое всегда сопровождает выступления казалось бы общепризнанных мэтров эстрады, каковым был «всеканальный» Кобзон, сахарно-приторный Киркоров и даже окончательно увядшая Пугачёва с невзрослеющим супругом Максиком… 

Имена Михаила Жванецкого и Армена Джигарханяна  это народное достояние общей украино-российской культуры, находящееся на высоком «олимпе» искусства. Чтобы взобраться туда, одного таланта маловато, без трудоголизма не обойтись. Именно это свойство и позволило Жванецкому стать Народным артистом Украины (1999), Заслуженным деятелем искусств АР Крым (2002) и Народным артистом РФ (2012). 

Заслуги Джигарханяна впечатляют не меньше: Народный артист РСФСР (1973), Народный артист Армянсской ССР (1977) и Народный артист СССР (1985). Об орденах и наградах, полагаю, говорить уже не стоит. Первый из ушедших оставил после своего деятельного пребывания в мире одиннадцать интересных книг, пять великолепных спектаклей, экранизации, дискографию и массу литературных фраз и изящных шуток, ушедших в благодарное общество и ставших народными. 

Армен Джигарханян
Второй  уже вошёл в Книгу рекордов Гиннеса, оставив нам по различным версиям от 300 до 375 всевозможных киноролей, около шестидесяти театральных работ, почти девять десятков ярких персонажей в радиоспектаклях и режиссёрскую постановку пьесы Вениамина Смехова. 

Словом, осенью ушли ярчайшие представители поколения «шестидесятников-тридцатиков». И, если, как сказала когда-то Клара Новикова: «один "Жван" — это единица измерения сатирического юмора», то согласно аналогии, одна «Джига» означает единицу измерения актёрского мастерства.

Они родились, работали и простились с жизнью почти одновременно. Кроме того, и после кончины расположились не очень далеко друг от друга. Миша Жванецкий  на Новодевичьем кладбище, Джигарханян  на Ваганьковском. Автомобилем всего десять минут езды по 3-му кольцу (ТТК). А, что уж говорить о душах?! Их души, вероятно, вошли в единое созвездие великих имён, расположенное где-то там... высоко вверху! 

Комментариев нет: