среда, 16 сентября 2020 г.

400 лет легендарному путешествию пилигримов на паруснике «Мейфлауэр» к далёким берегам Северной Америки


В истории США давний день 16 сентября 1620 года является знаменательной исторической датой. Благословенным тихим утром среды, первого месяца осени Кристофер Джонсон, почти 50-летний капитан потрёпанного судна, водоизмещающего полных 180 тонн, поднял все паруса.

Его торговый — 20-метровый, трёхмачтовый галеон с командой из трёх десятков человек, принял на борт совсем немалое количество пассажиров-переселенцев и, отвалив от пирса на Атлантической, юго-западной оконечности Англии, устремился к берегам Северной Америки. 

Среди набожных пилигримов насчитывалось более сорока мужчин, около двадцати женщин, дети и пара собак. Всего 102 человека, к которым впоследствии прибавилась пара новорожденных младенцев, заменившая двух мучеников, умерших в длительном и тяжёлом плавании. Переселенцы разместились на нижней  артиллерийской палубе, где для них свободной оставалась межорудийная площадка размером около 135 кв. м (58 х 24 фута). 

Ужасающий во всех известных смыслах североатлантический, более чем двухмесячный рейс из старой Англии в Новый свет  из Плимута в Плимут, составляющий около 6 тыс. км (3240 морских миль), завершился 21 ноября того же года. На береговой территории сегодняшнего штата Массачусетс отцы-пилигримы основали колонию мигрантов, названную впоследствии «Плимутским поселением». Однако первое время их единственным домом по-прежнему оставался холодный корабль с тёплым названием Мейфлауэр (Mayflower) – «Майский цветок». 

В связи со множеством осенних северных штормов и соответствующими им проблемами в выдерживании надлежащего курса корабля, капитан Джонсон «промахнулся». Изначально стремящийся к берегу Вирджинии, Мейфлауэр в итоге бросил свой якорь в заливе Кейт Код у Плимутской скалы на берегу Массачусетса.

Это на целых 450 морских миль не доходя более южных земель, ожидавших путников по предварительному договору. Тем не менее было однозначно решено (видимо, из-за отсутствия физических сил) оставаться на месте и, несмотря на стычку с индейцами, осваивать посланную богом территорию. 

Мейфлауэр-II
Вопреки тому, что около половины английских переселенцев в первую же суровую зиму погибли от голода, холода и тяжёлых болезней, выжившие пуритане не были сломлены и представили собой достойный фундамент самой развитой сегодня страны мира.

Они принесли свою благодарность Господу за его доброту и поддержку на их трудном пути. С тех самых пор (1621) каждый четвёртый четверг ноября месяца все граждане Соединённых Штатов тепло отмечают День Благодарения, который ещё в далёком 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон объявил общенациональным праздником. 

В обратный путь парусник, который позже станет легендарным, отправился только в начале апреля следующего, 1621 года. Однако на этот раз капитан Мейфлауэра оказался на высоте, и уже через месяц пришвартовал свой усталый корабль у старого английского берега. Ещё пару лет они вместе выполняли торговые фрахты, но, к сожалению, ничто не вечно под луной… Морская работа неумолимо изнашивает капитанские сердца и высасывает ресурс из недр их парусных кормильцев. 

После кончины капитана Кристофера Джонса, в 1624 году настал черёд Мейфлауэра. Была проведена оценочная ревизия состояния и рыночной стоимости весьма подержанного борта. Окончательный ценовой вердикт для парусника составил сумму менее 130 фунтов стерлингов. А спустя ровно 330 исторических лет, в 1957 году на белый свет появился новенький Мейфлауэр-II. Реставраторы-романтики прошли тем же историческим океанским маршрутом 1620 года, сократив при этом время перехода на две недели! 

Сегодня, 16 сентября 2020 года, спустя 400 долгих лет, из «Старого» в «Новый свет» снова отправляется парусный «Майский цветок». И не один! Кроме 63-летней копии «Мейфлауэр-II», Атлантический океан намерено пересечь и недавно созданное судно-робот, уже упоминавшееся в печати как «Мейфлауэр-III». Вернее, полное имя 33-метрового тримарана звучит достаточно длинно: «Автономное Исследовательское Судно Мейфлауэр» (Mayflower Autonomous Research Ship или сокращённо  MARS). 

Мейфлауэр-III (MARS)
Кроме двух (по всей видимости, — карбоновых) мачт, оснащённых автоматически убираемыми ветровыми движителями, крепкий пластиковый корпус несёт на себе мощные блоки солнечных батарей. Под парусами его проектная скорость составит около двадцати узлов (37 км/час).

Без обоих парусов в штилевую погоду, электромотор способен обеспечить судну почти 13-узловый ход. При минимальной крейсерской скорости в пять узлов бортовые аккумуляторы будут практически неисчерпаемы. О системе управления говорить вовсе не приходится,  технически всё возведено на космический уровень не только в переносном, но и в прямом смысле. Остаётся лишь пожелать вновь созданным «Мейфлауэрам» и смельчакам-пилигримам счастливого плавания!

Комментариев нет: