понедельник, 31 августа 2020 г.

Любительская кругосветная регата Clipper Round the World — вероятность найти смерть под парусами


Через одну неделю, 5 сентября 2020 года исполняется уже пять лет со дня смерти (5.09.2015) одного из участников на первом этапе дистанции кругосветной гонки Clipper Round the World. Погибшим оказался член экипажа гоночной яхты IchorCoal, 49-летний британец Эндрю Эшман.

Во время рифления грота при скорости ветра до 27 узлов (по шкале Бофорта классифицируется как «сильный ветер»), он был сбит на палубу ударом грота-гика огромного паруса 70-футовой (около 23 метров в длину) гоночной океанской яхты. Это сравнимо с ударом по шее металлическим шлагбаумом, отброшенным таранным ударом грузовика на скорости 50 км/час…

Следуя известной градации, термин «сильный ветер» по 12-бальной шкале Бофорта соответствует морскому волнению — 6 баллов. Последующий перечень состоит из шести пунктов: «крепкий ветер» (волнение 7 баллов, скорость до 33 узлов), «очень крепкий ветер» (8 баллов, скорость до 40 узлов), наконец, «шторм» (9 баллов, скорость ветра до 47 узлов), «сильный шторм» (10 баллов, скорость порыва до 55 узлов), «жестокий шторм» (11 баллов, ветер до 63 узлов) и «ураган» (12 баллов, 64 и более узлов).

Предпринятые неопытные попытки экипажа реанимировать товарища после получения травмы, к большому сожалению, оказались тщетными. Несмотря на профессиональные консультации медиков по спутниковой радиосвязи, вывести пострадавшего из бессознательного состояния так и не удалось. Вы можете вспомнить изречение легендарного литературного героя Дерсу Узала: «Огонь, воду и ветер сердить страшно. Огонь, вода и ветер — это сильные "люди"...».

Если бы можно было сегодня задать вопрос старому нанайцу: «На что сердятся его ветер и вода?», полагаю, он бы ответил: «На дилетантское неуважение и к воде, и к ветру». Об огне говорить не приходится. Если бы яхты ещё и сгорали в море среди бескрайнего водного простора, то не следовало бы вовсе затевать регату... Ну, а борьба с безответственным дилетанством подразумевает для каждого из участников только одно — увы, всё то же регулярное участие... в кругосветных гонках.      

Эндрю Эшман
Вероятно, что трагедии первой смерти способствовала полуночная темень, но, к счастью, опасным грота-гиком больше никого не зацепило. По профессии Эндрю был парамедиком и проживал на побережье графства Кент, входящем в состав Юго-Восточной Англии. И хотя его вряд ли можно назвать профессиональным яхтсменом, однако активный мужчина слегка увлекался парусом более трёх десятков лет.

Шкипер вынужден был направить лодку к португальскому берегу — в приморский город Порту, где в тот период находился штаб кругосветной парусной регаты. Затем, несмотря на шок, экипаж продолжил гонку. Однако этим цепь трагедий не завершилась. Спустя семь месяцев, 1 апреля 2016 года под парусами той же яхты — IchorCoal, следовавшей из Китая в Соединённые Штаты, снова происходит смертельный случай.

Сара Янг
На сей раз двенадцатый день десятой гонки принёс в жертву сорокалетнюю женщину, так же британскую подданную из престижного Лондона — Сару Янг. В сложных условиях, при порывах ветра до 40 узлов (по шкале Бофорта — «очень крепкий ветер») и снова после взятия рифов на гроте, её выбросило водяным валом из кокпита на леера.

Несмотря на двухуровневое ограждение, очередная волна протащила «яхтсвумен» под леерным тросом, унеся в Тихий океан. Увы, в районе кокпита для матросов, пренебрегающих элементарной техникой безопасности, сеточные или тканевые обвесы на леерах гоночных яхт, как правило, никогда не предусматриваются. Очевидно, они просто нарушили бы оптимальную рассадку «откренивающей» группы экипажа вдоль наветренного (находящегося выше) борта яхты.

Операция спасения по команде «Человек за бортом» длилась чуть более часа с четвертью. Вопреки волнению и ограниченной видимости, Сару удалось найти при помощи её персонального спасательного передатчика системы AIS. Однако, к несчастью, было слишком поздно — реанимировать поднятую на борт женщину так и не удалось. 

Сара на палубе яхты
Почему мощный карабин ярко-оранжевого пристяжного линя покоился на скобе страховочного пояса её надувного жилета, вместо того, чтобы быть крепко пристёгнутым к борту лодки — осталось загадкой… В связи с этим следует заметить, что Сара Янг отнюдь не являлась фанаткой паруса и тем более, не была опытной яхтсменкой, склонной к суициду... 

Владея элитным интернет-бизнесом в сети имидж-лабораторий косметики, она любила посвящать свой досуг экзотическому отдыху и весьма рискованным экспедициям, будь то альпинизм, дайвинг или просто волонтёрская деятельность в отдалённых уголках планеты. Совершить любительскую кругосветку под парусом, невзирая на солидный денежный взнос в размере £49,5 тысяч, было давней мечтой активной женщины. 

Лодка, погубившая двух человек
Не знаю, что чувствовал в то время шкипер яхты IchorCoal, однако, полагаю, в течение семи месяцев свезти на берег два хладных трупа из вверенной ему господом команды дилетантов-любителей, удалось бы далеко не каждому, даже самому безответственному капитану. Надо добавить, что предыдущие гоночные сезоны, начиная с 1996 года, слава богу, обходились без подобной цепи трагических событий. 

Тем не менее на этом страшный «ящик Пандоры» вовсе не захлопнулся. Очередная смерть пришла под паруса любителей адреналина при переходе в Австралию 1 ноября 2017 года — на третьем этапе XI гонки Clipper Round the World. Саймон Спирс, британец и бывший адвокат, 60-ти лет от роду — будем надеяться, последняя жертва стихии, завершившая двухгодичный отрезок чёрной полосы смертей. 

Саймон Спирс
Во время смены парусов на баке, его смыло волной за борт при всё том же сорокаузловом ветре. На борту яхты Great Britain, идущей на шестой позиции в лидирующей «пачке», тут же сыграли «аврал». В этот раз всё получилось и лучше, и хуже… Опытный яхтсмен с 40-летним стажем не пренебрёг страховкой, однако поднять его на борт в условиях приличного волнения удалось лишь спустя более получаса. 

Этого оказалось вполне достаточно для трагического исхода. Видимо, сильный ушиб и шоковое состояние, наполненные морской водой лёгкие и ноябрьская температура океанских глубин не оставили 60-летнему сердцу яхтсмена достаточных шансов на «совместимость с жизнью». Несколько бригад медицинской помощи оказались бессильны… Его тело не стали доставлять на берег. С согласия близких, почётное погребение состоялось в море… 

Сегодня, спустя почти четверть века со дня создания (1996) сэром Робином Ноксом-Джонсоном кругосветной гонки для любителей-дилетантов, череда смертей под парусами, к счастью, прервана. В Лондоне 1 сентября прошлого, 2019 года взяла старт XII регата Clipper Round the World. Её последний этап должен был стартовать от берегов Северной Ирландии — 2 августа нынешнего гоночного сезона. 

Будем надеяться, что пройдя около сорока тысяч миль дистанции, все 11 любительских экипажей, возглавляемые опытными яхтсменами-шкиперами, в полном составе присоединятся к общей массе обогнувших земной шар дилетантов.

После бурного финиша их количество за всё время существования проекта составит около четырёх тысяч любителей риска, готовых легко «поставить на карту» свою собственную жизнь. При этом, в отличие от их профессиональных шкиперов — капитанов яхт, нацеленных на завоевание престижных денежных призов, этим чудакам-романтикам достаточно осознания трудного преодоления собственных слабостей... 

Комментариев нет: