вторник, 30 июня 2020 г.

Суперяхта: любишь кататься — люби за «саночки» платить!


Все мы давно уже привыкли сопоставлять шикарные суперяхты с беззаботным пребыванием на тиковых палубах их счастливых владельцев, красивых женщин и высокопоставленных гостей. Однако это не всегда соответствует действительности.

И среди общеизвестных хлопот по содержанию борта далеко не самое последнее место занимает насущная проблема надёжной защиты частной собственности, личной территории, а иногда и жизни от тривиального воровства, репортёров жёлтой прессы или реального пиратского захвата. 

Наиболее опасными районами мирового океана издавна был признан сомалийский берег на восточном побережье Африки с соседствующим Аденским проливом. Не менее способствует пиратским нападениям и узкий Малаккский пролив между Малайзией и островом Суматра. Ну а в другой части света  на Карибских островах три года назад количество стычек с пиратами возросло более чем в два с половиной раза. 

Дабы обеспечить безопасность судна и находящихся на борту гостей с экипажем, владелец суперъяхты вынужден прибегнуть к дорогостоящим внедрениям современнейших средств защиты от внешнего нападения скоростных пиратских катеров и услугам специальных охранных агентств. К непременному условию можно отнести создание на борту добротно укреплённого помещения (цитадели), способного при наличии в нём систем управления и радиосвязи укрыть экипаж яхты от физического насилия в ожидании запрошенной через спутник помощи. 

Тем не менее всегда приходится помнить, что техническая установка и применение специальных средств защиты от пиратов составит около 25% из суммарных затрат на постройку судна.

Кроме прочего, сервисное обслуживание внедрённых систем явно потребует почти трети суточного финансирования всего огромного механизма под названием суперяхтаРазумеется, собственная безопасность того стоит, и на сегодня уже сложилась целая индустрия, добывающая миллионные средства из бездонных карманов яхтовладельцев. 

Однако и это отнюдь далеко не всё. Необходимо так же обеспокоиться и защищённостью сети бортовых компьютеров, потенциально подверженных хакерским атакам. Помня то обстоятельство, что управление современной яхтой полностью компьютеризировано и может осуществляться при помощи связанных с мировой сетью и между собой девайсов, проблема выглядит достаточно серьёзной. 

Суперяхта Lady May
Подтверждением этому является происшествие трёхлетней давности на реке Гудзон у берегов Нью-Йорка. После хакерской атаки — отключения подруливающих устройств на носу и корме яхты Lady May, — последняя едва успела избежать столкновения с танкером-газовозом.

Владелец борта  китайский миллиардер Гуо Венгуй обвинил пекинское правительство в попытке его физического устранения после нескольких интервью о бушующей коррупции в чиновничьей среде КНР. 

Коптер папарацци
К тому же совсем не следует забывать и о возможностях использования вездесущими «папарацци» воздушных и подводных дронов. Выявление подобных «нарушителей» производится с помощью радио- и эхолокаторов, а также тепловизионных приборов.

Для борьбы с подводными «неурядицами» яхта несет в трюмах мини-подлодки. Кстати говоря, на случай кораблекрушения борт суперъяхты оснащён соответствующим количеством персональных капсул выживания  Lifepod. В плавучем контейнере поддерживаются опции контроля температуры и очистки воздуха. 

Подводные лодки Ortega
Однозначно неплохо выглядят мини (123-местные) субмарины от нидерландской фирмы Ortega. Пара мощных электромоторов разгоняют лодку почти до 17 км/час на поверхности моря и более 20 км/час в подводном положении. 

Глубина погружения не превышает 95 метров, но зато заряд аккумулятора способен обеспечить около 150 км пробега. Кроме внушительного запаса кислорода и дыхательных аппаратов, подлодка оснащена системой навигации и гидроакустики, инфракрасной камерой и магнитометром. 

Охота на дрон-разведчик
А вот вести борьбу с воздушным дроном придётся крайне осторожно. Удачно выведенный из рабочего состояния посредством «глушилки» аппарат может неожиданно рухнуть на вашу голову, доставив полированным поверхностям суперъяхты досадные повреждения.

Правда, вполне возможно попробовать изловить нарушителя сетью-ловушкой. Она может находиться, как на коптере-охотнике, так и выстреливаться из ружья или «пушки», находящихся на палубе. 

Впрочем, сбивать летающий объект не обязательно, ведь достаточно с помощью ослепляющих лучей освещения просто лишить объектив его камеры возможности видеовосприятия. Однако все эти проблемы выглядят лишь мышиной вознёй по сравнению с реальным нападением пиратов, готовых без долгих раздумий пролить кровь атакованного ими экипажа. 

Колючая лента на бортах судна
В этом случае к противостоянию преступно бездушной и вооружённой силе готовы давно проверенные на практике технологии. Прежде всего,  это оцинкованная «старая, добрая» и очень колючая проволока (или лента АКЛ), растянутая пружинными гирляндами (спираль Бруно) вдоль бортов.

В защитный арсенал, конечно же, входят пожарные брандспойты и весьма эффективная «акустическая пушка» (LRAD). В парном взаимодействии с комплектом шумовых гранат она успешно используется государственными режимами при подавлении уличных беспорядков. 

Брандспойты в действии
Также успешно применяется слепящий лазерный луч, действующий на глаза и днём, и ночью. Менее активными, но не менее действенными мерами для сдерживания пиратствующих головорезов являются тросомёты. Отстрелянные в воду тросы (канаты), при наматывании на гребные винты пиратских лодок, на определённое время выводят их из строя.

Также не помешают выдвигающиеся электроизгороди, дымовая завеса и добротная металлическая защита иллюминаторов и дверей цитадели экипажа. Кроме того, капитанам судов рекомендуют отключать в пиратских районах ходовые огни и систему идентификации судна (AIS)

Аппарат системы ADS
Однако явной «вишенкой на торте» является так называемый «болевой луч»  Active Denial System (ADS). Это свежий продукт дорогостоящей военной разработки 2010 года по созданию нелетального оружия. Этот прибор осуществляет направленную передачу импульсов энергии миллиметровых волн на довольно приличное расстояние.

Работает принцип микроволновой печи, приводящий в движение молекулы жидкости, находящейся в коже каждого человека. Процесс называется диэлектрическим нагревом, вызывающим болевую реакцию уже через три секунды после начала обработки лучом и до выхода мишени из зоны действия излучения. 

Как видите, арсенал защиты суперяхт от внешнего пиратского нападения довольно разнообразен. Каждый из владельцев выбирает то, что ему ближе по вкусу и... по содержимому кармана. А ценовой диапазон достаточно широк: от «копеечной» колючей проволоки и тросомётов до «акустической пушки», стоимостью 20 тыс. USD и системы ADS, за которую придётся выложить около пяти миллионов долларов. 

Однако из всех дорогостоящих, самой надёжной защитой судового борта является присутствие на нём вооружённого спецназа или эскортирующего яхту военного корабля. Да, все эти меры не совсем удобны и, естественно, не могут доставлять финансового удовлетворения. Однако... как говорится: любишь кататься — люби за «саночки» платить!

Комментариев нет: