среда, 1 апреля 2020 г.

Барк «Крузенштерн»: 95-летний юбилей легендарного парусника


В нынешнем году, в среду, 24 июня исполнится ровно 95 лет с того самого летнего дня, когда на германской судовой верфи «Йоганн Текленборг» был заложен четырёхмачтовый барк под гордым именем «Падуя» (Padua). Это происходило в городе Бремерхафен (в ту пору — Гестемюнде) в такую же тёплую среду 1925 года.

Сразу добавлю, что спустя всего лишь 364 дня (!), и снова в благословенную среду 1926-го выстроенный и освящённый корабль торжественно спустили со стапеля в дельте реки Везер, впадающей в воды Северного моря. Пресловутая немецкая пунктуальность... 

Затем «Падую» штатно отбуксировали на гамбургскую верфь Blohm & Voss, расположенную в километре к востоку, на правом берегу реки Эльбы. Здесь в течение месяца судно ещё дооснастили оборудованием, приборами, такелажем, парусами и 20 августа сдали в эксплуатацию. Карл Шуберг, назначенный капитаном, вывел барк в первое плавание уже через 10 дней  30 августа 1926 года. Парусник оказался последним из серии «винджаммеров», некогда заказанных гамбургской судоходной компанией F. Laeisz (FL), под управлением её владельца Фердинанда Лайеша

Однако краткую фирменную аббревиатуру FL на голубых вымпелах быстрых кораблей мореходы чудесным образом истолковали как Flying Liner (Летающий Лайнер). А в связи с тем, что следуя давней традиции, все заказанные борта носили названия, начинающиеся с английской буквы «P», то на свет тут же не замедлило появиться логичное определение винджаммерской серии — Flying–P–Liner.

Кроме их основного движителя — огромной парусности, корпуса этих судов отличались большой прогонистостью. То есть длина ватерлинии превышала ширину в мидель-шпангоуте не менее чем в шесть раз, что обеспечивает высокие скоростные характеристики корпуса.

«Падуя» всегда считалась одним из самых идеальных сверхскоростных представителей парусного флота. Используя способность с дополнительными парусами нести до 3800 кв. м полотнища, при габаритной длине 114,5 м, ширине в мидель-шпангоуте 14 м и осадке 7 м, «винджаммер» развивал скорость более 17 узлов (32 км/час).

Подобная ходкость очень легко позволяла паруснику, несмотря на загруженность до 4000 тонн, неоднократно устанавливать рекорды по сокращению времени на преодоление рейсовых расстояний в Южную Америку и Австралию. Туда из уже развитой Европы перевозили стройматериалы, оттуда — минералы металлов, соли фосфорных кислот и зерно. 

По результатам окончания Второй мировой войны — в январе 1946 года Советский Союз в качестве законной репарации получил от поверженной Германии определённое количество судов, в числе которых числился и 20-летний парусник Padua. В феврале того же года барк был переименован и стал для всех нас знакомым чудо-парусником «Крузенштерн». Судно довольно успешно использовали в учебно-представительских целях.

Через полтора десятилетия произвели капитальный ремонт на судовом заводе Кронштадта, после которого корабль в течение ещё пяти сезонов был занят научно-исследовательскими работами в далёкой Атлантике. Разумеется, его парусный борт параллельно обеспечивал профессиональную практику для многих сотен курсантов (кадетов) военно-морских училищ. В самом начале лета 1967-го барк «Крузенштерн» перевели под юрисдикцию рыбаков города Риги и в следующем же году произвели очередной ремонт в Кронштадте. 

Спустя ещё три пятилетки поиздержавшиеся латыши уступили 57-летний барк славным таллинским рыбакам «Эстрыбпрома». В конце 1991 года вследствие краха Советского Союза новым владельцем «Крузенштерна» стало российское КВИМУ — «Калининградское высшее инженерно-морское училище». Достаточная состоятельность последнего владельца (сегодня это «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота») позволила легендарному паруснику дожить до 95-летнего возраста.

И не просто дожить, но и с успехом продолжать активную работу по профподготовке морских специалистов под своими парусами. Поздравляя «седые» мачты барка с достойным возрастом, следует пожелать ему прийти к 100-летнему юбилею в не менее рабочем состоянии, которое не позволило бы судну «Крузенштерн» повторить судьбу нашего украинского «Товарища». Ведь из полной серии «Летающих "Пи"» он остался последним, — ныне действующим.

Комментариев нет: