пятница, 20 декабря 2019 г.

Две пары экранных «двойняшек» — восхитительных актрис советского кино


Их имена хорошо знакомы и, прежде всего, как имена известных актрис Советского Союза. Да, сегодня они немолоды и, более того, самой старшей из них, к сожалению, уже три года как нет среди живых. Так получилось, что все красавицы почти ровесницы, рождённые в начале, середине и конце четвёртого десятилетия прошлого века. Это наша украинская пара актрис «двойняшек» — Валерия Заклунная и Ольга Матешко, а также российская пара — Ирина Печерникова и Елена Прудникова


Лера Заклунная 


Ушедшая из нашего мира 22 октября 2016 года Валерия Заклунная прошла не самую долгую (всего 74 года) для женщины дорогу. Она только на две одиноких зимы пережила любимого супруга, — третьего и последнего мужчину-ровесника, придя в этот мир лишь на 24 часа позднее него. Очень трудно представить себе время и место, наименее всего подходящее для появления на свет ребёнка, чем Сталинград 1942 года. 

Именно там почти через месяц (15 августа 1942) после начала легендарной битвы на Волге родилась под обстрелом будущая Народная артистка УССР (1979), Народная артистка РФ (2004) и Герой Украины (2012), ставшая потом одним из самых ярких символов женской красоты советского, украинского и российского киноэкрана. В 1950 году украинская семья Заклунных вернулась на малую родину, и восьмилетняя Лера пошла в школу на киевских Липках. 

Спустя 11 лет девушка стала выпускницей техникума водного транспорта и даже успела пару лет поработать чертёжницей в киевском НИИ. Однако увлечение театральной сценой взяло своё, и в 1966 году 24-летняя Валерия уже держала в руках диплом «актрисы театра и кино» Школы-студии МХАТ. Ей предлагали свою сцену два московских театра, но молодая актриса отправляется домой в Украину, приняв приглашение художественного руководителя Киевского Национального театра русской драмы им. Леси Украинки. 

Кстати, этот шаг послужил развалом её студенческого (всего лишь одномесячного) брака и вынужденным разрывом с первым, вряд ли любимым супругом, Гарри Бардиным — видным художником-мультипликатором и режиссёром, который совершенно логично не счёл благоразумным для здравомыслящего актёра покидать столицу СССР.

Тем не менее, как мы сейчас видим, всё последующее развитие профессиональной карьеры молодой украинской актрисы говорит о правильности принятого решения. Подтверждение тому — около тридцати экранных и четыре десятка театральных работ. А наличие её «двойняшки» на советско-украинском киноподиуме только подтверждает теорию об уникальной этнической красе, сидящей в генах украинских женщин.


Оля Матешко 


Этой красавицей — «двойняшкой» многими принято считать Заслуженную артистку УССР (1978) Ольгу Матешко. Она родилась в Киевской области 26 октября 1947 года и, соответственно, младше своей маститой коллеги более чем на пять лет. Без поисковых метаний и излишней суетливости 17-летняя Оля сразу после окончания школы поступила во ВГИК. Через пять лет, в 1969 году молодая актриса была зачислена в штат киевской киностудии им. А. Довженко. 

А спустя ещё четыре года исполнила свою звёздную роль в легендарном фильме «В бой идут одни старики» режиссёра Леонида Быкова. Кстати, обе украинские «двойняшки» с интервалом в восемь лет были приглашены на роли «ночных ведьм» — женщин-пилотов, сражавшихся во время войны на лёгких бипланах У-2 (с 1944-го  ПО-2) малой бомбардировочной авиации. Мягкая привлекательность схожих киноактрис понадобилась режиссёрам в качестве контраста женской красоты и того ужасающего ада, в котором воевали их героини.

Пани Матешко не стала ни Народной артисткой УССР, ни Заслуженной артисткой РСФСР, ни тем более Героем Украины. Но более восьми десятков фильмов Заслуженной артистки Украинской ССР, в которых она приняла участие сделали её любимицей простого (совкового) народа и «засветили» как красавицу-двойняшку гораздо более обласканной властью Валерии Гавриловны Заклунной-Мироненко. 

Той тёплой ласке вполне мог поспособствовать Александр Николаевич Мироненко — последний муж прекрасной Валерии, в течение девяти лет занимавший важную должность члена Конституционного Суда. Возможно, что и награждение любимой супруги к её 70-летнему юбилею Звездой Героя Украины также было пролоббировано им. Впрочем, даже если это правда, я ничуть не осуждаю их союз… А может это маленькая компенсация от всевышнего для цветущей женщины — за горькое отсутствие возможности иметь детей? 

Что же касается единственного супруга Ольги Матешко, то в течение семнадцати лет им был оператор и режиссёр всё той же киностудии им. А. Довженко, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, бурят по национальности  Александр Итыгилов (19441990). В возрасте 45-ти лет он умер от скоротечного рака лёгких, получив серьёзную дозу радиации на съёмках последствий чернобыльской катастрофы в 1986 году. 

Уйдя в расцвете творческих лет, режиссёр всё же оставил миру почти свою копию  сына Александра Александровича Итыгилова (младшего), сегодня так же режиссёра, занимающегося в основном рекламными клипами.

После возвращения Ольги Матешко из Соединённых Штатов, где она проживала и работала с 1994 года, её занял в своём новом сериале (2005) родной брат актрисы  Анатолий Матешко (1953). Сегодня она продолжает сниматься в телесериалах своего 45-летнего сына. 


Ира Печерникова 


Следующая пара экранных «двойняшек» волею всевышнего принадлежит России. Одна из прекрасных актрис  Ирина Викторовна Печерникова, в отличие от своей двойняшки-ростовчанки Елены Прудниковой, родилась 2 сентября 1945 года за пределами малой родины (РСФСР), в столице Чечни  городе Грозном.

Кроме Ирины здесь же родились её старшие брат и сестра. Дело в том, что их родители были геологами и работали в Чечено-Ингушетии после распределения. Впрочем, точно так же и Валерия Заклунная, будучи этнической украинкой, пришла в воюющий кровавый мир на территории тогдашней Российской СФСР, в Сталинграде. Как говорится, пути господни неисповедимы… 

Однако, к счастью для будущих зрителей Советского Союза, на момент выбора 17-летней Ириной высшего образования, семья будущей актрисы проживала уже на Ленинском проспекте города-героя Москвы. А потому легендарная Школа-студия МХАТ предсказуемо легко распахнула перед красавицей-абитуриенткой двери и радостно приняла её в свои ряды. Обоюдный выбор оказался беспроигрышным — уже на втором курсе ВУЗа талантливой студентке предложили ведущие роли на сцене академического Малого театра. 

После получения диплома актрисы в 1966-м, Печерникова начала работать в легендарном «Ленкоме» у Анатолия Эфроса. Через год после изгнания главного режиссёра из театра перешла к Гончарову в «Маяковку». Там актриса задержалась на десять лет, а с 1978 года обосновалась в Малом театре у Михаила Ивановича Царёва, где работала вплоть до печального 1992 года, принёсшего обрушение всего театрального уклада, вследствие развала Советского Союза. 

За это время Ирина Викторовна сменила двух мужей (Збигнева Бизоня и Бориса Галкина), пока в третий раз, наконец-то, не вышла замуж (в 1997-м) за действительно любимого человека  Александра Соловьёва. Однако судьба послала им всего три года счастья. В первый январский день нового 2001 года 47-летний актёр, не приходя в сознание, скончался от черепно-мозговой травмы, неизвестно как и от кого полученной в предновогодней уличной суматохе. 

Кроме трёх браков за плечами Ирины Печерниковой один из главных образов в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» (1968), а также одна из центральных ролей в не совсем удачном шестисерийном телефильме режиссёра Евгения Карелова «Два капитана» (1976). И ещё шестнадцать ведущих театральных ролей, из них — двенадцать в академическом Малом театре, три телевизионных спектакля, также четыре радиоспектакля, 23 кинофильма и звание Заслуженной артистки РСФСР (1988).

К сожалению, прожитые годы не принесли 74-летней женщине ни детей, ни больших денег. Сегодня она коротает одинокую старость под крышей старого домишка в деревушке Лазарево, Ярославской области. По прямой — это всего лишь в 160-ти километрах к северо-востоку от центра столицы. 


Лена Прудникова 


Её экранная «двойняшка» Елена Прудникова так же, как и в украинской паре актрис почти на пять лет младше своей коллеги. Она появилась на свет 19 мая 1949 года в Ростове. Однако не в Ростове упомянутой Ярославской области России, а в Ростове-на-Дону, расположенном, как вам известно, довольно близко к границе Украины.

В связи с этим в миловидном облике Прудниковой угадывается вполне вероятный ген украинской (общепризнанной в мире) женской красоты, привнесённый, видимо, западным ветром из-за близкого украинского кордона. Ведь от него всего лишь около сотни километров до дома, где Лена родилась и выросла. 

В этом году Елена Иосифовна отметила 70-летний юбилей. Почти полвека назад точно так же, как и её «двойняшка»-коллега она в возрасте 21 года получила диплом актрисы всё той же Школы-студии МХАТ. Однако после окончания обучения отправилась из шумной столицы на несколько лет к родным пенатам  «отбывать» советское распределение в Ростовском драматическом театре им. М. Горького. 

Там и случилось её первое (гормонно-зависимое) замужество. Отработав положенный срок, Прудникова вернулась снова покорять Москву. Ходила по театрам… показывалась... предлагая себя в штат той или иной труппы. В конце концов на Таганке повезло — Юрий Любимов взял на трёхлетний контракт вместо занятой в то время съёмками Зинаиды Славиной. Да сразу же и предложил роль Катерины в «Грозе»! А в 1975 году уже в театре на Малой Бронной молодая актриса попала в руки непростого режиссёра Анатолия Эфроса. Тогда же распался и её первый, «молодёжный» брак. 

Была довольно интересная работа и на сцене театра им. Моссовета. Ей даже довелось творчески пообщаться с такими мастерами театральной режиссуры как Евгений Лазарев, Альберт Житинкин, Владимир Портнов и Сергей Голомазов. Более трёх с половиной десятилетий (19752011) Елена Прудникова провела в театре на Малой Бронной, где и заработала пенсию и звание Заслуженной артистки России (2004). 

Что касается работы в кино, то впервые она снялась в эпизоде, будучи ещё восемнадцатилетней студенткой. Все последующие три десятка её киноперсонажей были гораздо заметней, а роль Кати Татариновой в многосерийном телефильме «Два капитана» и дюжина удачных работ на сценических подмостках сделали актрису украшением одного из столичных театров и советского телеэкрана. Второй и, видимо, последний брак с режиссёром Андреем Смирновым, слава богу, принёс счастливой женщине-актрисе дочь, сына и стабильный семейный мир. 

Сегодня с благодарной грустью поклонники вспоминают этих, когда-то молодых, радовавших глаз актрис, в шутку называемых нами «двойняшками». Но дело даже не в том, что они были похожи или снимались в одних и тех же фильмах.

Проблема состоит в том, что отсутствует восполняемость полюбившегося актёрского состава. Увы, в сегодняшнем мире кино взамен уходящих народных любимиц почти не появляются новые, настолько же достойные лица, и всё чаще остаётся лишь грустная память об ушедших… 

Комментариев нет: