пятница, 30 августа 2019 г.

Два «Товарища» — два парусника в единой истории двух стран


В этом, 2019 году исполнилось двадцать лет с тех пор, как в незабвенном 1999-м хорошо известный старшему поколению трёхмачтовый красавец-барк «Товарищ» отбуксировали в маленький приморский городок Вильгельмсхафен на севере Германии. Увы, это было начало конца советско-украинской истории долгого, пятидесятилетнего владения легендарным парусным кораблём.

Парусник, получивший во время рождении имя «Горх Фок» (Gorch Fock — звучный псевдоним немецкого национального писателя-мариниста Ганса Кинау), был спущен на воду с гамбургского стапеля в 1933 году. При длине по КВЛ — 62 м, ширине 12 м и осадке 5 м барк водоизмещал 1354 тонны и имел ход 12 узлов, неся 1797 кв. м парусности.

В 1949-м в качестве репарации по итогам Второй мировой войны 16-летний барк был передан одной из стран-победительниц — СССР и переименован в известный всем «Товарищ». Так что вынужденная сделка стоимостью всего лишь в пятьсот тысяч евро по обратному выкупу обрадованными немцами легендарного парусника оказалась приурочена к его 70-му году рождения. В конце ноября 2003 года корабль под прежним именем Gorch Fock был восстановлен в морском регистре Германии. 

В его долгую полувековую советско-украинскую жизнь на трудовой вакансии учебного судна Херсонского мореходного училища им. л-та Шмидта вошла «кругосветка–72», немало дальних походов, парусных состязаний и более сорока киносъёмок в документальных и художественных фильмах. Развал великого и нерушимого Советского Союза в конце 1991 года предопределил продолжающуюся до сих пор драму не только в жизни людей, но и в судьбах многих кораблей. С «Товарищем» однозначно не повезло, — у его постсоветских владельцев средств на должное содержание и ремонт судна не оказалось… 

Курсанты ХМУ прибыли на практику
И хотя мы его давно потеряли, в нашей памяти всё ещё остаются полмиллиона миль, пройденных барком под советским, а затем и украинским флагом. Его помнит народ 86-ти стран и более сотни портов, которые он посетил в те счастливые годы.

Однако парусник не только наносил визиты, но и почти всегда выигрывал призы во многих гоночных регатах, «обкатав» под своими парусами более пятнадцати тысяч кадетов-курсантов из «мореходок» Азово-Черноморского бассейна СССР и дюжины зарубежных стран. 

"Лауристон" в 1892 году
Что касается жизни первого барка «Товарищ» — предшественника переименованного «Горх Фока», то он был старше своего собрата боле чем на 40 лет и так же появился за дальним рубежом в ирландском Белфасте. Почти в конце XIX века корабль был успешно рождён в виде классического джутового клипера под именем «Лауристон»

У первой владелицы парусника — ливерпульской компании Galbraith & Moorhead, тогда наладившей торговые перевозки из восточных стран, летучий клипер показывал чудеса скорости. Например, общестандартный 107-суточный переход от Бирмы до Ливерпуля был сокращён им на 12 дней, а от Холихеда до Калькутты Lauriston «пролетел» за 96 суток, что оказалось быстрее общепринятого графика уже на двадцать дней. Однако с 1900 года начались бесконечные перепродажи быстроходного трудяги. 

В 1908–1909-м очередные владельцы изменили тип парусного вооружения клипера, уменьшив при этом его площадь и, соответственно, сократив численность экипажа. Корабль превратился в четырёхмачтовый «ломовой» барк — полупустую коробку, лишённую достаточных удобств для команды, что оптимизировало расходы на его эксплуатацию. Наконец, в годы Первой мировой войны судно было приобретено Российской империей. 

Оно использовалось в качестве угольного лихтера, снабжающего топливом боевые корабли эскадры. В 1916 году барк перевозил рельсы и шпалы для строящейся Мурманской железной дороги. После октябрьской революции, в годы Гражданской войны он был захвачен войсками Антанты и оказался в Британии. 

"Товарищ" (Lauriston)
В 1921 году корабль возвращён в уже Советскую Россию, и после капремонта и переоборудования (1922–1923) стал учебным судном, получив новое имя «Товарищ» и порт приписки — Петроград.

Жарким военным августом 1943-го, в самый разгар Великой Отечественной войны парусник, увы, был затоплен на дне акватории Мариупольского порта. Спустя дюжину лет с барка сняты якоря, а к 1960 году судно окончательно порезано на металл. Такова судьба двух наших «Товарищей» в общей истории некогда единой страны.

Комментариев нет: