![]() |
| Единственный финишёр |
В штилевую пятницу, 14 июня 1968 года будущий победитель первой на планете кругосветной non-stop гонки одиночников — англичанин Робин Нокс-Джонстон поднял паруса на двух мачтах своего скромного десятиметрового кеча «Сухаили» (Suhaili — зюйд-остовый ветер в Персидском заливе).
Почти за три месяца до его старта из Фалмута профессиональному судоводителю (штурману и первому помощнику капитана судна) исполнилось 29 лет (17.03.1939). А 30-летний юбилей отчаянный мореход встретит за 35 дней до триумфального финиша в том же Фалмуте 22 апреля 1969 года. Всего в водах мирового океана ему предстоит провести около десяти с половиной месяцев (!).
Почти за три месяца до его старта из Фалмута профессиональному судоводителю (штурману и первому помощнику капитана судна) исполнилось 29 лет (17.03.1939). А 30-летний юбилей отчаянный мореход встретит за 35 дней до триумфального финиша в том же Фалмуте 22 апреля 1969 года. Всего в водах мирового океана ему предстоит провести около десяти с половиной месяцев (!).
Громкий призыв авторитетной британской газеты The Sunday Times к участию в безостановочной кругосветке одиночек на приз «Золотого Глобуса» (Golden Globe Race), кроме Нокс-Джонстона подхватили ещё восьмеро «сумасшедших». Но только Робин — единственный из девяти претендентов, достигший финиша. Многими эта первая — столь жёсткая гонка воспринималась как не совсем оправданная авантюра. Правила менялись в ходе плавания, но так и не были юридически закреплены.
![]() |
| Тиковый кеч Suhaili |
Впрочем, не менее авантюрным предприятием было участие в изнуряющей гонке столетия и самого победителя… Предстартовая спешка, отсутствие кругосветного яхтенного опыта, спонсорства и недостаток собственных средств не позволяли построить новую достойную лодку или как следует подготовить к долгой гонке трёхлетнюю Suhaili и учесть все предстоящие передряги.
Не зря мать ставшего знаменитым отпрыска охарактеризовала участие сына в настолько опасном плавании, как совершенно безответственное решение. Он и сам много раз готов был сойти с дистанции, и только стойкая молодая психика профессионального моряка позволила ему не сломаться.
Кроме того, молодой человек вовремя сообразил, что вряд ли стоит перед выходом в океан отказаться сразу от двух укоренившихся привычек — алкоголя и табака, как это иногда делают не совсем опытные мореходы… В изнурительном распорядке почти годичного стрессового выживания, в беспрерывном ускользании от реальной опасности и в мокро-просоленном дискомфорте угнетающего одиночества, — эти не одобряемые обществом вредные привычки становятся «ангелами-хранителями» психики человека, пошедшего на исключительно жесточайший эксперимент по отношению к собственному телу и заключённой в нём личности.
![]() |
| Триумфальный финиш |
А посему баловень удачи загрузил трюма своей лодки двумя дюжинами весьма объёмных бутылок виски, бренди и пятью упаковками баночного пива… Да, «аскетствовать» мореход абсолютно не собирался, свидетельством тому явились и полторы тысячи (!) металлических банок (в основном) мясных консервов.
О муке, крупах, сардинах, соли, сахаре, кофе, чае, джемах, соках, галетах, чипсах и сухофруктах я уж не говорю… Кстати, из трёх полных мешков лука, — два просто сгнили, и ими пришлось удобрить Атлантический океан. Кроме того, протухла вода в 15-ти пластиковых канистрах, приобретя почему-то гнилостный запах. Не было ли это связано с порчей того же лука? Редко приходится наблюдать подобное разгильдяйство...
Слава богу, когда осталось всего около десятка галлонов нормальной пресной воды, Африка была уже позади. К тому же лелеялась надежда на проливные дожди и в крайнем случае, конденсирование влаги с помощью камбузной плиты. Как подспорье тому — в рундуках уже накопилось три сотни (!) пустых бутылок, а также банок из-под сока и пива. Однако досада морехода свелась в основном к сожалению о недостаточном количестве пивных упаковок, загруженных на борт перед отходом.
| Робин удовлетворён |
При этом в дневнике Робина, (несмотря на спущенную в воду рыбацкую снасть), вовсе не отмечено ни единого случая добывания трофеев из кишащего за кормой обилия рыбы. В связи с чем? Ведь дары моря — это здоровый «подножий корм», способный существенно дополнить и разнообразить штатное питание.
За сотню дней до его финиша у Нокс-Джонстона ещё оставались десять бутылок спиртного, пять с половиной пачек сигарет и… дневниковая фраза: «я страдаю от обжорства». Слава богу, запасов воды и продовольствия ему всё-таки хватило до самого конца плавания.
Проблема заключалась в том, что в связи с условиями гонки нельзя было пополнять ни только объём пресной воды и запасы продовольствия. Под строжайшим запретом также находилось приближение к встречающимся судам и приём на борт почтовой корреспонденции, не говоря уже о получении какого-либо снаряжения или внешней помощи.
![]() |
| Его лодка выдержала эту гонку |
Впрочем, подавляющая часть кругосветного маршрута пролегала именно в тех акваториях, где оказать и получить любую помощь было невозможно, даже, если бы этого страстно возжелали обе стороны. Все свои надежды яхтсмены возлагали только на Господа Бога и собственные руки…
Разумеется, в подобных жёстких условиях находились все участники гонки. Первым соревнующимся стал 1 июня 1968 года капитан запаса воздушно-десантных войск — Джон Риджуэй. Спустя неделю после него в море вышел Чэй Блит (8.06.1968). Робин Нокс-Джонстон вступил в гонку 14 июня, выдержав шестидневную паузу. Пропустив более двух месяцев — 22 августа на старте оказался француз Бернар Муатесье.
![]() |
| На борту Suhaili спустя 50 лет |
Через сутки вслед за ним отправился второй француз — Лойк Фужерон. А 24 августа отдал швартовы командор и подводник, воевавший ещё на Второй мировой войне — Билл Кинг. Ветерану уже исполнилось 58 лет, но его боевому настрою позавидовал бы и молодой юнга.
Следом включились в авантюрную кругосветную гонку Найджел Тетли и тримаран Дональда Кроухерста. Замыкающий гонку итальянец Алекс Кароццо отвалил от пирса 31 октября — в последние часы пятимесячного стартового диапазона.
Следом включились в авантюрную кругосветную гонку Найджел Тетли и тримаран Дональда Кроухерста. Замыкающий гонку итальянец Алекс Кароццо отвалил от пирса 31 октября — в последние часы пятимесячного стартового диапазона.
Всем этим серьёзным мужчинам предстояло преодолеть около 30 тысяч морских миль. Схематически маршрутная петля, начавшись от берегов Великобритании, опускалась ниже — к экватору. Затем опоясывала южную оконечность Африки в восточном направлении. Далее следовал переход до Австралии и Новой Зеландии.
![]() |
| Шкипер Suhaili жив |
Ну, и наконец, наиболее опасная часть пути — огибание мыса Горн у самой южной оконечности Чили. Отсюда оставалось пройти вверх по Южной, Экваториальной и Северной Атлантике ещё 9 тысяч миль, финишировав на британской земле.
Главный приз гонки «Золотой Глобус» доставался яхте, первой пришедшей к месту своего старта. Ещё один приз — 5 тысяч английских фунтов получал мореход, сумевший выжать из парусов максимальную среднюю скорость на маршруте. Никто в то время и предположить не мог, что оба трофея достанутся самому молодому из участников и единственной финишировавшей, — довольно посредственной (в техническом смысле) лодке…
![]() |
| И он снова в море... |
Молодость и неопытность зачастую побеждают потому, что идут в гонке до конца, не стыдясь проиграть известным и очень маститым соперникам. И наоборот, — воспетый кумир, предвидя неизбежный проигрыш, может «сломаться» и дабы не «ударить в грязь лицом» уныло сходит с дистанции под предлогом (зачастую преодолимой) поломки того или иного оснащения.
Ну, а наш 80-летний юбиляр, сумевший полвека назад первым в одиночку и без остановок в портах обогнуть земной шар (несмотря на полный крах авторулевого устройства), продолжает до сих пор выходить под парусом в море, так и не оставив вредных привычек пятидесятилетней давности…







Комментариев нет:
Отправить комментарий