пятница, 23 ноября 2018 г.

Яхтенный парус: Из чего это сделано?


Предполагаю, что некоторым из моих читателей, так же, как и мне, первым материалом для паруса послужил белый тетрадный лист бумаги. Позднее, вероятно, могла понадобиться старая мамина косынка. А спустя полтора десятка лет молодому яхтсмену пришлось делать выбор уже между парусами из отечественного «лавсана» и зарубежного «дакрона».

Впрочем, здесь покупатель-яхтовладелец, естественно, оказывается не в одиночестве. Масса народа во всём мире задаётся проблемой приобретения парусов для своих яхт. Давайте посмотрим чему, собственно, предлагается отдать предпочтение, и на какие основные типы подразделяют весь парусный материал специалисты, его создающие.

Прежде всего любителям нужно понимать, что паруса бывают круизные (прогулочные) и гоночные (убойно эксплуатируемые). Соответственно этому можно рассуждать о таких типах материалов как тканое полотно и полимерные ламинаты. О серьёзном использовании парусными мастерами хлопковых, льняных, шёлковых и подобных органических тканей сегодня говорить не приходится. 

Полиэфирное волокно
Их давным-давно заменили материалы на основе стойких полиэфирных волокон, которые получают преимущественно из нейтрального химического вещества ПЭТ — полиэтилентерефталата. Нам хорошо знакомы многие представители этого ряда: лавсан, дакрон, терилен, тетерон, тергаль, терел, слотер, элана и другие.

В дополнение к ним используются полиамидные основы и арамидная ткань, известные уже около семидесяти лет. Это всем знакомая синтетика: капрон, нейлон, силон, перлон и прочие. Их применяют не только в изготовлении дополнительных парусов, но и для пошива одежды и многих других изделий бытового использования. 

Кроме физического качества, нить парусного полотнища классифицируется по условно принятой весовой единице — «Денье». Один DEN равен метрическому (гр) весу 9 тыс. погонных метров нити. Очевидно вы помните, что женщины определяют плотность ткани колготок по наличию маркировки, говорящей о количестве единиц «Денье». Так тончайшее изделие весом 10–15 DEN надевают летом. Весной–осенью понадобится уже 40 единиц, а холодной зимой — и все 180 DEN. 

Арамидная ткань
Естественно, что повышенные характеристики гоночных парусов достигаются ещё и обильной пропиткой ткани всевозможными смолами. Жёсткость паруса и его способность сопротивляться механическому растяжению при колоссальных ветровых нагрузках — это основные свойства, востребованные многими профессиональными гонщиками. 

Мягкие ткани с более лёгкой эластичной пропиткой в основном выбирают для вооружения парусами круизных лодок. Как правило, «круизёр» оснащён на мачте и штаге закрутками основных парусов — стакселя и грота, которые могут оставаться свёрнутыми на штатных местах в течение всего сезона. 

Здесь пора вспомнить о ламинатном парусном материале. Он представляет собой многослойный «сэндвич» разнонаправленных укрепляющих волокон, проклеенных разделительными плёнками и ламинированных такими же плёнками с обеих сторон полотнища.

Кевлар
Крепкие плоские жгуты и кручёные армирующие нити располагаются по наиболее нагруженным направлениям и зонам паруса. Нам известны эти «лигирующие» материалы следующими, возможно где-то слышанными названиями: кевлар, вектран, туарон, пентекс, дайнима, спектра, углеволокно и другие. «Сэндвич» может насчитывать от трёх до шести (и более) слоёв. 

Если жёстко предъявить к парусным материалам все основные требования яхтсменов, то полученные из них пошивочные полотна должны будут отвечать следующему перечню требований: 

– абсолютная воздухонепроницаемость; 
– высокая прочность при минимальном весе; 
– способность материала противостоять нагрузкам растяжения; 
– устойчивость по отношению к солнечному излучению; 
– повышенная износостойкость вследствие эксплуатации; 
– беспроблемность раскроя и прострочки полотнищ; 
– доступная стоимость. 

Дакрон и нейлон
В определённой степени почти все перечисленные пункты удовлетворялись такими известными парусными тканями как нейлон, полученный ещё в давнем 1938 году и дакрон, знакомый яхтсменам-гонщикам с середины прошлого века. Сегодня последними достижениями в парусостроении являются кевлар (1971–1975) и рождённый для гонок на Кубок Америки — карбон.

Впрочем, из самого модного сегодня карбонового волокна изготавливают не только паруса, но и яхтенный корпус, мачты, перо руля и даже штурвал. 

Карбоновые паруса
В перечисленных вариантах применения, изделия своей прочностью вовсе не уступают даже стальным. Что же касается последних разработок в производстве парусов, то основной критерий — то есть физическая упругость материала наиболее характерен именно для чёрного углеволокна.

Однако сегодняшнему покупателю следует помнить, что чем лучше «вещь», — тем она дороже стоит. К тому же, отменное потребительское качество в узком аспекте достижения высокого спортивного результата, вовсе не гарантирует долговечности покупаемого изделия… 


Комментариев нет: