пятница, 12 октября 2018 г.

Марк Захаров — 85 лет! Хмурый сказочник «Ленкома»


Настоящая его фамилия — Ширинкин тихо отпала вместе с той тривиальной жизнью, которая могла бы сложиться, поступи он после школы в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт им. Валериана Куйбышева). Однако господь миловал, и избранный Марком факультет водоснабжения и канализации его не приютил.

Следующей точкой приложения всех усилий юного абитуриента был избран ГИТИС (Государственный институт театрального искусства, сегодня — РАТИ). С 1951 года Марк Захаров — студент актёрского факультета. Выбор ВУЗа сделан по совету матери. Она была выпускницей театральной студии Юрия Завадского художника, актёра, режиссёра, педагога, работавшего ещё с Евгением Вахтанговым. 

Марк с Ниной Лапшиновой
Так и не сумев стать актрисой, Галина Сергеевна преподавала актёрское мастерство в детских драмкружках. В 1955 году её сын, получив диплом новоиспечённого театрального актёра, отбыл по госраспределению практически за полторы тысячи километров в Пермский академический театр.

Вместе с ним поехала и невеста — однокашница и молодая актриса, Нина Лапшинова. Через год они сыграли свадьбу, став супружеской четой на последующие 60 лет. В 1962-м у них родилась дочь, Александра Захарова — прима нынешнего «Ленкома». 

Захаров с женой и дочерью
В 1959-м благополучно вернулись в Москву. Однако ранее, в 1956 году Захарова увлекла театральная режиссура. Студенты Пермского университета стали его первым «подопытным», но весьма успешным коллективом театральной самодеятельности. После трёх лет плодотворно отработанных на периферии, 26-летний Марк Захаров устраивается в столичный драмтеатр имени Николая Васильевича Гоголя.

Затем переводится в Московский театр миниатюр, оказавшись в одной труппе с супругой. Тяга к постановочной режиссуре берёт своё, и уже набравшийся определённого опыта актёр-режиссёр ставит спектакли в Студенческом театре МГУ — «Мост». Вот здесь он и убеждается в своей способности удерживать в процессе работы не только внимание актёра, но и его уважение.  

С 1965-го начинает работать режиссёром у В. Плучека в славном Театре сатиры. «Доходное место» Александра Островского — первая поставленная пьеса, принёсшая профессиональный успех в 1967 году. Спустя два года в соавторстве с А. Аркановым и Г. Гориным создаётся спектакль «Банкет».

Однако к этому времени коммунистический надзор «прозревает» и запрещает сразу обе постановки в связи с абсолютно недопустимым в них идеологическим подтекстом. Дальнейшая профессиональная деятельность весьма смелого режиссёра оказывается под нависшим вопросом со стороны партийных «кураторов искусства»… 

Его спасает Андрей Гончаров — главный режиссёр Театра им. Маяковского. Он предлагает впавшему в опалу Захарову поставить на подмостках своей собственной сцены достаточно патриотическую пьесу по знаменитому роману «Разгром», Александра Фадеева — члена компартии с 17-летнего возраста.

Спектакль явно и настолько удаётся, что позволяет молодому режиссёру избежать гонений и продолжить работу. Чтобы упрочить позиции и получить в своё руководство театр, уже 40-летний Марк Анатольевич подаёт заявление о вступлении в славные ряды КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза). 

Результат не заставляет себя очень долго ждать — по окончании кандидатского стажа, он сразу становится «главрежем» (1973) сегодняшнего «Ленкома». Вопреки весьма энергичным возражениям тогдашнего министра культуры СССР, Екатерины Фурцевой, назначению протежировал сам «серый кардинал» — Секретарь ЦК КПСС, Михаил Суслов. Ему, в отличие от пугливых партчиновников низшего звена, спектакли Захарова нравились.

Вот она — сила партбилета!.. В августе 1991 года Марк Захаров в прямом эфире телепередачи «Киносерпантин» сожжёт почтенное удостоверение принадлежности к партии коммунистов. Впрочем, потом он скажет, что выйти из доблестных рядов КПСС можно было менее эпатажно. С момента становления Захарова в «Ленкоме» прошло 45 лет, и, слава богу, «худрук» и «главреж» прославленного театра до сих пор жив и работоспособен. 

А зритель, конечно же, ему крайне признателен за театральные и киноработы, в которых сказочно блистали обожаемые народом актёры: Евгений Павлович Леонов, Татьяна Ивановна Пельтцер, Леонид Сергеевич Броневой, Инна Михайловна Чурикова, Олег Иванович Янковский, Николай Петрович Караченцов, Александр Викторович Збруев, Александр Гаврилович Абдулов, Елена Юрьевна Шанина и некоторые другие.

И только одна роль все эти годы оставалась за кадром. Роль хмурого сказочника «Ленкома» — Марка Захарова, по строгому велению которого извергались фонтаны актёрского мастерства, а мы восторженно замирали, затаив дыхание в театральном ряду или у волшебных телеэкранов. 

Комментариев нет: