Настоящая его фамилия — Ширинкин тихо отпала вместе с той тривиальной жизнью, которая могла бы сложиться, поступи он после школы в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт им. Валериана Куйбышева). Однако господь миловал, и избранный Марком факультет водоснабжения и канализации его не приютил.
Следующей точкой приложения всех усилий юного абитуриента был избран ГИТИС (Государственный институт театрального искусства, сегодня — РАТИ). С 1951 года Марк Захаров — студент актёрского факультета. Выбор ВУЗа сделан по совету матери. Она была выпускницей театральной студии Юрия Завадского — художника, актёра, режиссёра, педагога, работавшего ещё с Евгением Вахтанговым.
Марк с Ниной Лапшиновой |
Вместе с ним поехала и невеста — однокашница и молодая актриса, Нина Лапшинова. Через год они сыграли свадьбу, став супружеской четой на последующие 60 лет. В 1962-м у них родилась дочь, Александра Захарова — прима нынешнего «Ленкома».
Захаров с женой и дочерью |
Затем переводится в Московский театр миниатюр, оказавшись в одной труппе с супругой. Тяга к постановочной режиссуре берёт своё, и уже набравшийся определённого опыта актёр-режиссёр ставит спектакли в Студенческом театре МГУ — «Мост». Вот здесь он и убеждается в своей способности удерживать в процессе работы не только внимание актёра, но и его уважение.
С 1965-го начинает работать режиссёром у В. Плучека в славном Театре сатиры. «Доходное место» Александра Островского — первая поставленная пьеса, принёсшая профессиональный успех в 1967 году. Спустя два года в соавторстве с А. Аркановым и Г. Гориным создаётся спектакль «Банкет».
Однако к этому времени коммунистический надзор «прозревает» и запрещает сразу обе постановки в связи с абсолютно недопустимым в них идеологическим подтекстом. Дальнейшая профессиональная деятельность весьма смелого режиссёра оказывается под нависшим вопросом со стороны партийных «кураторов искусства»…
Его спасает Андрей Гончаров — главный режиссёр Театра им. Маяковского. Он предлагает впавшему в опалу Захарову поставить на подмостках своей собственной сцены достаточно патриотическую пьесу по знаменитому роману «Разгром», Александра Фадеева — члена компартии с 17-летнего возраста.
Спектакль явно и настолько удаётся, что позволяет молодому режиссёру избежать гонений и продолжить работу. Чтобы упрочить позиции и получить в своё руководство театр, уже 40-летний Марк Анатольевич подаёт заявление о вступлении в славные ряды КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза).
Результат не заставляет себя очень долго ждать — по окончании кандидатского стажа, он сразу становится «главрежем» (1973) сегодняшнего «Ленкома». Вопреки весьма энергичным возражениям тогдашнего министра культуры СССР, Екатерины Фурцевой, назначению протежировал сам «серый кардинал» — Секретарь ЦК КПСС, Михаил Суслов. Ему, в отличие от пугливых партчиновников низшего звена, спектакли Захарова нравились.
Вот она — сила партбилета!.. В августе 1991 года Марк Захаров в прямом эфире телепередачи «Киносерпантин» сожжёт почтенное удостоверение принадлежности к партии коммунистов. Впрочем, потом он скажет, что выйти из доблестных рядов КПСС можно было менее эпатажно. С момента становления Захарова в «Ленкоме» прошло 45 лет, и, слава богу, «худрук» и «главреж» прославленного театра до сих пор жив и работоспособен.
Вот она — сила партбилета!.. В августе 1991 года Марк Захаров в прямом эфире телепередачи «Киносерпантин» сожжёт почтенное удостоверение принадлежности к партии коммунистов. Впрочем, потом он скажет, что выйти из доблестных рядов КПСС можно было менее эпатажно. С момента становления Захарова в «Ленкоме» прошло 45 лет, и, слава богу, «худрук» и «главреж» прославленного театра до сих пор жив и работоспособен.
А зритель, конечно же, ему крайне признателен за театральные и киноработы, в которых сказочно блистали обожаемые народом актёры: Евгений Павлович Леонов, Татьяна Ивановна Пельтцер, Леонид Сергеевич Броневой, Инна Михайловна Чурикова, Олег Иванович Янковский, Николай Петрович Караченцов, Александр Викторович Збруев, Александр Гаврилович Абдулов, Елена Юрьевна Шанина и некоторые другие.
И только одна роль все эти годы оставалась за кадром. Роль хмурого сказочника «Ленкома» — Марка Захарова, по строгому велению которого извергались фонтаны актёрского мастерства, а мы восторженно замирали, затаив дыхание в театральном ряду или у волшебных телеэкранов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий