вторник, 7 августа 2018 г.

Печальный «анекдот» или три яхт-чартера на грани... смерти


Корпус без фальшкиля
Четыре года назад, а точнее 29 августа 2014 года на страницах блога была опубликована статья о гибели в Атлантике британского экипажа парусного борта «Чики Рафики». Она называлась — «Жизнь, висящая на… фальшкиле». Трагедия произошла глухой ночью 16 мая того же года.

У 12-метровой яхты серии Beneteau First 40.7 во время перехода банально отвалился плавниковый фальшкиль. Двухтонный металлический балласт оказался безмятежно утерянным, вероятно, вследствие раннее повреждённых где-то болтовых креплений и в результате последующего 10-бального — сокрушительного шторма.

Очевидно, в связи с отсутствием у молодого (22-х лет) британского шкипера опыта штормования, абсолютно непредвиденный им переворот «оверкиль» оказался совершенным шоком для экипажа, разметав четверых яхтсменов по бушующей поверхности ночного океана. Сигнал бедствия был получен орбитальным спутником во втором часу ночи. Людей искали в течение долгой недели, но… был найден лишь пустой, опрокинутый кверху дном и лишённый фальшкиля яхтенный корпус.

Polbream, утерявшая фальшкиль 
Однако за три года до этой трагедии, в апреле 2011-го интернет пополнился статьёй о подобной утере фальшкиля 37-футовой яхтой под названием Polbream, популярной серии Jeanneau Sun Odyssey 37, 2001 года постройки. Тогда эта чартерная и опять-таки почему-то британская, 11-метровая (точнее — 11.4 м) лодка посещала острова «Силли», омываемые Кельтским морем.

Она нашла каменное препятствие на беду для своего подводного балласта в Северном канале у скал Kit tern Rock. Насколько можно понять, инцидент произошёл 14 августа 2010 года и, к счастью, обошёлся без жертв и даже с немалой долей анекдотизма.

Срезанный килевой болт
Запоздалое экспертное расследование показало, что, идя под двигателем со скоростью пяти узлов, яхта ударилась о камни не бульбом фальшкиля, а его средней частью, то есть областью передней кромки, расположенной ближе к корпусным точкам крепления. На поднятом впоследствии киле виден след от удара мощной силы, срезавший четыре крепёжных болта, будто ножом.

Если бы балластный бульб наехал своей нижней точкой на препятствие, то в силу действия физического рычага, создаваемого наклонной высотой фальшкиля, лодка неизбежно и заметно «клюнула» бы носом, тем самым самортизировав ударную нагрузку. Однако подобного движения корпуса, со слов экипажа, никто не наблюдал и не почувствовал.

Утерянный фальшкиль
Правда, ещё остаётся открытым вопрос, — можно ли доверять одной команде друзей-единомышленников, объединённых общими интересами?.. — Напротив, — утверждали они, — лодка, не качнувшись, слегка подпрыгнула, словно чиркнула килем о неровность подводного дна. Естественно, скорее всего — так и было.

При этом её скорость ни на миг не замедлилась. На всякий случай экипаж сразу осмотрел трюмное пространство, но ни повреждения болтовых соединений, ни забортной воды не обнаружил. На том и успокоились, хотя довольно легко (не покидая палубы) можно было убедиться в наличии или отсутствии фальшкиля, протянув под днищем корпуса любую подручную верёвку.

Возникает вопрос, как на судовом ходу Северного канала могло оказаться столь серьёзное препятствие на глубине около одного метра? Или шкипер чего-то не договаривал?.. Впоследствии, утопленный фальшкиль был найден дайверами в стороне от безопасного прохода, — у скалы Little Kit tern Rock.

Точка утери фальшкиля
Итак, вовсе не заметив (?!) потерю фальшкиля на островах «Силли», опытный рулевой яхты Polbream продолжил путь в сторону материка. Пройдя около 118 км под свежим, слава богу, попутным ветром и двигателем (по какой из причин — ещё и под двигателем?..), с виду целёхонькая, лодка вернулась на свою чартерную стоянку курортного городка Фалмут — это британское побережье Ла-Манша.

Как «безаварийный» шкипер с мореходным стажем в три десятилетия и менеджер компании «Корниш Круизинг», принимавший у него яхту, не заметили изменений в осадке борта (это около 10 см) после утери двухтонного балласта, остаётся загадкой… Скорее всего, сдававший лодку шкипер кривил душой, и доверчивый менеджер был сознательно оставлен им в неведении.   

Первый чартер яхты без фальшкиля
Ведь, неся «геную» (не поднимая грота) и помогая парусу двигателем, опытный рулевой отметил достаточно проблемную управляемость лодки на волновой толчее у мыса Лайзард.

Впрочем, об этом им будет рассказано несколько позднее — в контексте экспертного расследования, а сразу после возвращения в яхтенную марину шкиперу было выгоднее промолчать и 
«унести ноги».  

Вполне логично предположить, что почувствовав неладное с фальшкилем, опытный яхтсмен обдуманно не стал вооружать мачту гротом. Скорее всего он опасался гипотетической вероятности захода шквального ветрового порыва, способного бросить яхту в «оверкиль».

Ведь в случае смертельного крена, куда легче сбросить с лебёдки стаксель-шкот, мгновенно обезветрив «заполоскавшую геную», чем быстро сделать тоже самое с гротом, растравливая гика-шкот. Дабы сократить время пребывания в рискованной ситуации, шкипер и запустил двигатель, несмотря на свежий попутный ветер, что в ином случае являлось бы весьма глупым расходованием топлива...    

Второй чартер в Плимут 
Удовлетворённые благополучным завершением чартера и получившие назад страховую сумму — т. е. денежный залог, вносимый на случай повреждения борта, члены экипажа, вопреки правилам, утаив информацию о происшествии, облегчённо сошли на берег.

Однако на этом печально-анекдотическая история, к сожалению, вовсе не завершилась. Злосчастная яхта Polbream, лишенная фальшкиля, ещё дважды отправлялась в смертельные чартеры с другими туристами на абсолютно никем не осмотренном борту.

Третий чартер на Хелфорд
Если считать самым первым испытанием божьего милосердия — 118-километровое плавание от островов «Силли» до её стоянки в Фалмуте, то вторым хождением за смертью оказался поход в Плимут и обратно. В обе стороны прибрежный переход составил около 160 км. Видимо, и в этот раз Посейдон сжалился, послав незадачливым мореходам попутные ветра.

В конце концов, третий — 30-километровый чартер в реку Хелфорд был прерван сильнейшим брочингом (броском яхты в крен), вследствие резкого приведения к шквальному порыву при боковом пятибалльном ветре. Видимо, господь продлил кредит милосердия, так как снова никто не выпал за борт, избежал переломов и физически не пострадал.

 Брочинг — вид с палубы 
Перепуганный семейный экипаж сбросил паруса, полагая, что у яхты возникли проблемы с пером руля. Никому и в голову не могла прийти мысль, что  вполне серьёзная чартерная компания могла отправить в чартер яхту без... фальшкиля. Шкипер запустил двигатель и, прервав вояж, возвратился на стоянку в марину порта Фалмут. Здесь дирекция предложила семье продолжить круиз, предоставив совсем другую чартерную лодку.

Каково же было изумление яхтенных специалистов компании «Корниш Круизинг», когда грузовой кран поднял корпус Polbream над пирсом. Все застыли в немом оцепенении, — у 37-футовой яхты с тяжёлой высоченной мачтой, способной нести на себе достаточно большую площадь парусности, отсутствовал противовес в виде металлического плавника — двухтонного фальшкиля с бульбо-образным балластом…

  Яхта в брочинге (фальшкиль на месте)
В таковом аварийном состоянии лодка совершила три чартерных перехода общей протяжённостью около 300 км — это более 160 морских миль!! И каждое из этих плаваний происходило на грани... смертельной катастрофы.

Ситуация не шуточная, потребовшая серьёзного расследования! Дирекция осознала, что только божье чудо не позволило печальному анекдоту превратиться в (тогда ещё первую) британскую трагедию, страшную своей повторившейся нелепостью четыре года спустя…