![]() |
Точка Немо в океана |
Она является своеобразным океаническим полюсом недосягаемости, как максимально, так и радиально равноудалённым от ближайшей суши во всех географических и физических смыслах. Координаты Точки Немо: 48°52.6′S, 123°23.6′W — это южная локация Тихого океана. Если сделать отметку на глобусе, то можно увидеть, что она находится на удалении 1450 миль (2688 км) от ближайшей суши в любую из сторон света.
![]() |
Точка Немо на карте |
Тем более, если ко всему прочему учесть ещё и превалирующий процент полной необитаемости земель, «прилегающих» к настолько удалённой точке. Согласитесь, чувство одиночества заброшенного к чёрту на кулички человека не очень располагает к беззаботному оптимизму.
Название точке дало имя жюль-верновского капитана Nemo. К тому же, его латинское написание вполне созвучно английскому no man, что в переводе означает «нет мужчины». В этой гео/точке действительно не бывает людей. Разве что большая кругосветная регата Volvo Ocean Race раз в три года проложит там свой маршрут.
![]() |
Точка Немо из космоса |
Высота космической орбиты в этом самом месте едва превышает 415 км от Земли, так что промахнуться сложно, а вот находящийся в полёте одинокий астронавт может оказаться самым близкорасположенным к вам человеком из всего населения планеты. Ну как тут не вспомнить библейское «возлюби ближнего своего…». Однако многие из мореходов, несомненно, с гораздо большей охотой предпочтут находиться именно в этой безлюдной Точке Немо, нежели в совсем другой, весьма населённой и носящей название «Пожирателя кораблей».
![]() |
Мель Гудвина |
Из цепких песков жуткого «Пожирателя» зачастую не поможет вырваться ни огромная мощность движителя, ни морские буксиры — спасатели. Если верить древней легенде, на месте блуждающей мели раньше находился остров Ломеа.
Пески во время отлива |
Мель маскируется, меняя цвет |
Пески Гудвина на карте |
И совсем не мудрено, — ведь иногда в страшные клещи «Пожирателя кораблей» попадает сразу несколько бортов из разных стран. В страшный шторм 1703 года на песчаную мель угодили сразу 40 торговых судов и 13 военных кораблей. Кроме того, Гудвин собрал жуткий урожай из 2168 (!) матросских жизней.
![]() |
Плавучий маяк "Южный Гудвин" |
Однако несмотря на знаки, заплутав в тумане или угодив в шторм, даже опытный судоводитель способен допустить навигационную или техническую оплошность, посадив свой корабль на мель, которая иногда пожирала даже собственные плавучие маяки. Если во время прилива судно не успеют стащить в сторону большой воды, — оно обречено.
Переломившийся корабль |
Наступает некий момент, когда тяжеленный корпус, всё сильнее подпираемый, неуклонно растущим гребнем спрессованного грунта, опрокидывается в промоину, образовавшуюся у наветренного борта. Кроме того, коварный песок вымывается из-под зауженных оконечностей (носа и кормы) длинномерного судна, скапливаясь в районе «миделя» — его средней части.
Подобное явление со временем приводит к, увы, неизбежному переламыванию длинного корпуса под собственной тяжестью. Тот или иной способ убийства пойманного корабля, безжалостные пески Гудвина выбирают в зависимости от курса и глубины посадки на грунт, тоннажа судна и его обводов. Как в первом, так и во втором случае останки полностью заносятся песком.
Судно, увязшее кормой |
Если же посадка на мель происходит в штормовых условиях, судно под ударами безжалостной стихии валится на борт и заполняется водой, будто пустая металлическая бочка. Так погибло более 450 человек на парусном корабле «Фригейда» Ост-Индской компании.
Борт, обречённый разломиться |
Трагедия произошла в конце осени 1802 года. А спустя всего три навигации в подобном шторме Гудвин погубил ещё около трёхсот несчастных и британское транспортное судно «Аврора».
Общая площадь мели составляет примерно 75 кв. км (15 X 5 км), имея длину, превышающую втрое её ширину. Во время прилива смертельное поле скрыто толщей воды от 8 до 15 метров. Отлив обнажает примерно 1/10 площади корабельного кладбища.
Мощные приливно-отливные течения, принося с собой и унося массу песка, заставляют мель изменять свою конфигурацию. С течением нескольких лет «пожиратель кораблей» мигрирует на десятки метров. За последние три десятилетия Гудвин переместился на две мили (!) к югу.
Общая площадь мели составляет примерно 75 кв. км (15 X 5 км), имея длину, превышающую втрое её ширину. Во время прилива смертельное поле скрыто толщей воды от 8 до 15 метров. Отлив обнажает примерно 1/10 площади корабельного кладбища.
Мощные приливно-отливные течения, принося с собой и унося массу песка, заставляют мель изменять свою конфигурацию. С течением нескольких лет «пожиратель кораблей» мигрирует на десятки метров. За последние три десятилетия Гудвин переместился на две мили (!) к югу.
![]() |
Рисунок маяка "Южный Гудвин" |
А так как район его ужасной «охоты» довольно судоходен (вход в Темзу), то совсем голодным он не остаётся… Кроме того, в шестилетний (и послевоенный) период Второй мировой войны был издан весьма «гуманный» военный указ.
Мудрое Британское Адмиралтейство, видимо, очень сильно озаботившись противоминной безопасностью, обязало всех капитанов заходить в район опасных мелей для получения инструкций о прохождении минных полей на выходе в Северное море. В силу такого распоряжения ни один десяток транспортных судов, избежавших минной опасности в море, увы, навсегда остался в британских песках…
Утолять аппетит «Пожирателя кораблей» помогают не только постоянные туманы — побочное явление тёплого Гольфстрима, но и штормы холодного Северного моря, атакующие волнами Пески Гудвина. На мелководье волны имеют тенденцию к естественному увеличению, представляя собой многосуточную разрушительную нагрузку.
![]() |
Плавучий маяк "Северный Гудвин" |
Если приплюсовать к их мощи ещё и силу приливно-отливных морских течений, тогда можно представить себе какая губительная толчея может образоваться у пролива Па-де-Кале при шквальном ветре с норд-оста.
А посему именно в этом месте, как нигде, капитанами судов должно строго исповедоваться «золотое» штурманское правило: «Всегда предполагать себя к опасности ближе, чем это может быть в действительности»!..
А посему именно в этом месте, как нигде, капитанами судов должно строго исповедоваться «золотое» штурманское правило: «Всегда предполагать себя к опасности ближе, чем это может быть в действительности»!..