пятница, 27 июля 2018 г.

Точка Немо и Пески Гудвина — неуютные районы Мирового океана


Точка Немо в океана
Речь пойдёт всего лишь о двух неуютных точках для каждого из моряков на просторах Мирового океана. И, если первый из регионов совершенно безвреден, то иной район является ненасытным пожирателем морских кораблей и матросских жизней. Итак, первая из двух локаций — Точка Немо (Point Nemo).

Она является своеобразным океаническим полюсом недосягаемости, как максимально, так и радиально равноудалённым от ближайшей суши во всех географических и физических смыслах. Координаты Точки Немо: 48°52.6′S, 123°23.6′W — это южная локация Тихого океана. Если сделать отметку на глобусе, то можно увидеть, что она находится на удалении 1450 миль (2688 км) от ближайшей суши в любую из сторон света.

Точка Немо на карте
Это обстоятельство, очень вероятно, несколько будоражит психику мореходов. Ведь каждый из них прекрасно понимает, — случись, что-нибудь, и... помощи ждать неоткуда.

Тем более, если ко всему прочему учесть ещё и превалирующий процент полной необитаемости земель, «прилегающих» к настолько удалённой точке. Согласитесь, чувство одиночества заброшенного к чёрту на кулички человека не очень располагает к беззаботному оптимизму.

Название точке дало имя жюль-верновского капитана Nemo. К тому же, его латинское написание вполне созвучно английскому no man, что в переводе означает «нет мужчины». В этой гео/точке действительно не бывает людей. Разве что большая кругосветная регата Volvo Ocean Race раз в три года проложит там свой маршрут.

Точка Немо из космоса
Однако не следует забывать, что именно в этом районе на вашу одинокую голову может упасть, отработавший своё, старый космический корабль. Несмотря на то, что хорватский геодезист Хрводжа (Хворйе) Лукатела при помощи компьютерного моделирования вычислил точку только в 1992 году, за пару десятилетий человечество успело утопить там около 270 единиц орбитального мусора.

Высота космической орбиты в этом самом месте едва превышает 415 км от Земли, так что промахнуться сложно, а вот находящийся в полёте одинокий астронавт может оказаться самым близкорасположенным к вам человеком из всего населения планеты. Ну как тут не вспомнить библейское «возлюби ближнего своего…». Однако многие из мореходов, несомненно, с гораздо большей охотой предпочтут находиться именно в этой безлюдной Точке Немо, нежели в совсем другой, весьма населённой и носящей название «Пожирателя кораблей».

Мель Гудвина
Издревле проклятый мореходами район ещё называют Песками Гудвина. Они мигрируют на расстоянии более 20 км от английского Дувра и в 12 км от береговой линии, если измерять строго в направлении восток–запад. Локация находится со стороны Северного моря у входа в пролив Па-де-Кале, переходящий в Ла-Манш и представляет собой объёмное кладбище кораблей.

Из цепких песков жуткого «Пожирателя» зачастую не поможет вырваться ни огромная мощность движителя, ни морские буксиры  спасатели. Если верить древней легенде, на месте блуждающей мели раньше находился остров Ломеа.

Пески во время отлива
Граф Гудвин, владевший островом в XI веке, не счёл нужным защитить свои земли от моря цепями каменных молов. Деньги, собранные духовенством для строительства укреплений песчаных берегов были растрачены излишним возведением англиканских церквей. Жаль, но результат оказался довольно плачевным — разрушительные волны в конце концов совершенно размыли остров.

Мель маскируется, меняя цвет
Даже высокие колокольни церковных соборов полностью ушли под воду, оставив на прежнем месте зыбучие пески смертельной мели. С тех пор, согласно легенде, во время волнения из морской пучины можно слышать глухой звон потревоженных колоколов. Они как-будто бы поминают не менее 50 тысяч моряков и более 2 тысяч кораблей, погибших в песках за последние пару веков.

Пески Гудвина на карте
В некоторых местах низкий отлив демонстрировал торчащие из песка мачты древних парусников, смятые трубы старых пароходов и ржавые рубки относительно современных судов. Они разбросаны по мели с ужасающей плотностью.

И совсем не мудрено, — ведь иногда в страшные  клещи «Пожирателя кораблей» попадает сразу несколько бортов из разных стран. В страшный шторм 1703 года на песчаную мель угодили сразу 40 торговых судов и 13 военных кораблей. Кроме того, Гудвин собрал жуткий урожай из 2168 (!) матросских жизней.

Плавучий маяк "Южный Гудвин"
С давнего времени пески Гудвина никто не изучал и визуальными знаками не ограждал. Первый плавучий маяк был установлен только на пятом году XIX столетия. А спустя ещё семь десятилетий пески оградили со всех четырёх сторон света яркими кардинальными знаками — плавучими маяками и десятком буёв.

Однако несмотря на знаки, заплутав в тумане или угодив в шторм, даже опытный судоводитель способен допустить навигационную или техническую оплошность, посадив свой корабль на мель, которая иногда пожирала даже собственные плавучие маяки. Если во время прилива судно не успеют стащить в сторону большой воды, — оно обречено.

Переломившийся корабль 
Вода тут же начинает замывать корпус песком. Вся суть длительного убийственного процесса состоит в следующем действии: со стороны наветренного направления и накатывающей волны мягкий грунт у корабельного борта размывается, в то время как с противоположной стороны нарастает песчаный гребень.

Наступает некий момент, когда тяжеленный корпус, всё сильнее подпираемый, неуклонно растущим гребнем спрессованного грунта, опрокидывается в промоину, образовавшуюся у наветренного борта. Кроме того, коварный песок вымывается из-под зауженных оконечностей (носа и кормы) длинномерного судна, скапливаясь в районе «миделя» — его средней части.

Судно, увязшее кормой
Подобное явление со временем приводит к, увы, неизбежному переламыванию длинного корпуса под собственной тяжестью. Тот или иной способ убийства пойманного корабля, безжалостные пески Гудвина выбирают в зависимости от курса и глубины посадки на грунт, тоннажа судна и его обводов. Как в первом, так и во втором случае останки полностью заносятся песком.

Если же посадка на мель происходит в штормовых условиях, судно под ударами безжалостной стихии валится на борт и заполняется водой, будто пустая металлическая бочка. Так погибло более 450 человек на парусном корабле «Фригейда» Ост-Индской компании.

Борт, обречённый разломиться  
Трагедия произошла в конце осени 1802 года. А спустя всего три навигации в подобном шторме Гудвин погубил ещё около трёхсот несчастных и британское транспортное судно «Аврора».

Общая площадь мели составляет примерно 75 кв. км (15 X 5 км), имея длину, превышающую втрое её ширину. Во время прилива смертельное поле скрыто толщей воды от 8 до 15 метров. Отлив обнажает примерно 1/10 площади корабельного кладбища.

Мощные приливно-отливные течения, принося с собой и унося массу песка, заставляют мель изменять свою конфигурацию. С течением нескольких лет «пожиратель кораблей» мигрирует на десятки метров. За последние три десятилетия Гудвин переместился на две мили (!) к югу.

Рисунок маяка "Южный Гудвин"
А так как район его ужасной «охоты» довольно судоходен (вход в Темзу), то совсем голодным он не остаётся… Кроме того, в шестилетний (и послевоенный) период Второй мировой войны был издан весьма «гуманный» военный указ.

Мудрое Британское Адмиралтейство, видимо, очень сильно озаботившись противоминной безопасностью, обязало всех капитанов заходить в район опасных мелей для получения инструкций о прохождении минных полей на выходе в Северное море. В силу такого распоряжения ни один десяток транспортных судов, избежавших минной опасности в море, увы, навсегда остался в британских песках…

Утолять аппетит «Пожирателя кораблей» помогают не только постоянные туманы — побочное явление тёплого Гольфстрима, но и штормы холодного Северного моря, атакующие волнами Пески Гудвина. На мелководье волны имеют тенденцию к естественному увеличению, представляя собой многосуточную разрушительную нагрузку. 

Плавучий маяк "Северный Гудвин"
Если приплюсовать к их мощи ещё и силу приливно-отливных морских течений, тогда можно представить себе какая губительная толчея может образоваться у пролива Па-де-Кале при шквальном ветре с норд-оста.

А посему именно в этом месте, как нигде, капитанами судов должно строго исповедоваться «золотое» штурманское правило: 
«Всегда предполагать себя к опасности ближе, чем это может быть в действительности»!..