среда, 9 мая 2018 г.

Королевское пари или становление мирового яхтинга


Естественно предположить, что бурное развитие раннего мореплавания обусловлено не только насущной потребностью мирового человечества в перевозке товаров и открытия новых земель. 

При отсутствии восторженной влюблённости в морские красоты и в бесконечность мирового океана (ведь Земля круглая!..); без тяги к романтике путешествий, борьбе со штормами и штилями; без желания познать себя, преодолевая стихию, — без всего этого, вряд ли возможно представить истинного морехода.

Несомненно, именно такие люди стояли у истоков парусного спорта и создания быстроходных яхт. В XVI–XVII веках наиболее благоприятные условия для этого сложились в Нидерландах и Бельгии. Кроме норд-вестовых границ, омываемых Северным морем и проходящих вдоль побережья торговых путей, эти страны имели довольно развитую сеть рек и внутренних акваторий.

Уже в первом же десятилетии XVII столетия флот Голландии насчитывал более двадцати тысяч лучших кораблей. В их трюмах перевозилось свыше 3/5 европейских товаров. Судостроение базировалось на импортном лесе, что не мешало голландцам строить около тысячи отменных парусников в год. 
Суда совмещали приличные морские характеристики с легкой управляемостью при простоте и надёжности их конструкции. Расцвет страны в те времена обеспечивался состоянием её военного, торгового и промыслового флота.
Однако, кроме обслуживания весьма насущной необходимости, парус был востребован ещё и человеческой душой. Любители морских прогулок могли получить удовлетворение обогнав соперника на более быстроходной яхте. Кстати говоря, в английских словарях второй половины XVII века даётся определение термина «яхта» — как голландского прогулочного судна. А само слово «яхта» (jacht — голл.) означает: «охота, гон».
То есть конкретно в данном случае этот термин служит для идентификации скоростного плав/средства, назначение которого состоит в преследовании и обгоне или одним словом — гоночного. Отсюда можно сделать вывод, что основополагающий признак яхты — не наличие у последней парусов или (фальш)киля, а высокая быстроходность судна. Это обстоятельство легко оправдывает сегодняшних владельцев скоростных «плавучих дворцов», лишённых парусов, но гордо именуемых яхтами.
Впрочем, яхтенная роскошь не является приметой нашего времени. Она родилась вместе с самим понятием. Чем богаче владелец судна, тем больший комфорт он мог себе позволить и тем качественнее и дороже было убранство его каюты. В Нидерландах яхта издавна представляла собой подобие «навороченного» авто/мотосредства в руках сегодняшнего мажора, на котором так хочется посостязаться с «колёсами» товарища.
Соревновательность — это черта, присущая довольно многим обладателям различных видов транспорта. Согласитесь, ведь так естественно желание выяснить, чья машина быстрее, кто профессиональнее управляется с велосипедом или какая лошадь придёт к финишу первой. 
Это тем более присуще хозяевам быстроходных яхт, где сопоставляются не только обводы корпуса и умение лихо работать с парусами. К невидимому соревновательному противостоянию также относится и перманентное стремление к модернизации конструктивных особенностей плавсредства и состязание в метео/мореходной и судоводительской подготовке шкипера яхты.
Кстати говоря, ещё с XVII века голландцы воздерживались называть яхтой судно, не вызывающее восхищения изяществом линий и соответствующим оснащением. К тому же истинным яхтсменом мог считаться лишь человек, соблюдающий этические нормы, мореходный этикет и неписанные правила парусного сообщества. С самого начала яхтенные регаты привлекали, кроме профессиональных моряков ещё и сухопутных любителей красоты и спортивной романтики.
Вполне естественно, что голландские яхты, бороздящие воды мирового океана, не могли не «завести» в самом добром спортивном смысле своих близких «визави» по Дуврскому проливу. Со временем англичане даже обошли Нидерланды в аспекте развития яхтинга и подготовки шкиперов в школе «Королевской Яхтенной Ассоциации». Да что говорить о соседней стране, если даже в далёком Нью-Йорке (тогда ещё — Новом Амстердаме) начали строить яхты уже в 1614 году…
Однако первая в мире зарегистрированная парусная регата состоялась всё же в акватории королевства Великобритании, а точнее на реке Темзе. Историческое действо происходило 1 октября 1661 года. Соперниками в гонках стали английские парусники короля Карла-II и его брата, герцога Йоркского. Естественно, яхты носили имена первых дам государства — королевы Екатерины и герцогини Анны.
Линии старта и финиша регаты находились в районе Гринвича, а плавучий поворотный знак промежуточного финиша установлен ниже по течению, на траверзе города Грейвзенда. Расстояние составляло чуть более 20 миль в один лишь конец. Ставка пари равнялась ста фунтам стерлингов на каждом из двух отрезков реки. Разумеется, денежная сумма была всего-навсего поводом позабавиться двум молодым мужчинам — 31-летнему монарху и тремя годами младшему, герцогу.

Король с видимой досадой уступил первую часть дистанции, лавируя галсами в «бейдевинд» против свежего ветра. Однако, обогнув поворотный знак, «Екатерина» в схватке отыграла призовую сумму у «Анны», финишировав гораздо более скоростным курсом — в полный «бакштаг». Эта парусная дуэль закончилась вполне «боевой ничьей», а у яхтинга появилось ещё одно определение — «Королевский спорт».