Естественно предположить, что бурное развитие раннего мореплавания обусловлено не только насущной потребностью мирового человечества в перевозке товаров и открытия новых земель.
При отсутствии восторженной влюблённости в морские красоты и в бесконечность мирового океана (ведь Земля круглая!..); без тяги к романтике путешествий, борьбе со штормами и штилями; без желания познать себя, преодолевая стихию, — без всего этого, вряд ли возможно представить истинного морехода.
Несомненно, именно такие люди стояли у истоков парусного спорта и создания быстроходных яхт. В XVI–XVII веках наиболее благоприятные условия для этого сложились в Нидерландах и Бельгии. Кроме норд-вестовых границ, омываемых Северным морем и проходящих вдоль побережья торговых путей, эти страны имели довольно развитую сеть рек и внутренних акваторий.
Уже в первом же десятилетии XVII столетия флот Голландии насчитывал более двадцати тысяч лучших кораблей.
В их трюмах перевозилось свыше 3/5 европейских товаров. Судостроение
базировалось на импортном лесе, что не мешало голландцам строить около
тысячи отменных парусников в год.
Суда совмещали приличные морские
характеристики с легкой управляемостью при простоте и надёжности их конструкции. Расцвет
страны в те времена обеспечивался состоянием её военного, торгового и промыслового флота.
Однако, кроме обслуживания весьма насущной необходимости, парус был востребован ещё и человеческой душой. Любители морских
прогулок могли получить удовлетворение обогнав соперника на более быстроходной
яхте. Кстати говоря, в английских словарях второй половины XVII века даётся определение термина «яхта» — как голландского прогулочного судна.
А само слово «яхта» (jacht — голл.) означает: «охота, гон».
То есть конкретно в данном случае этот
термин служит для идентификации скоростного плав/средства, назначение которого
состоит в преследовании и обгоне или одним словом — гоночного. Отсюда можно сделать вывод, что основополагающий признак
яхты — не наличие у последней парусов или (фальш)киля, а высокая быстроходность судна. Это
обстоятельство легко оправдывает сегодняшних владельцев скоростных «плавучих дворцов», лишённых парусов, но гордо именуемых яхтами.
Впрочем, яхтенная роскошь не является приметой нашего времени. Она родилась вместе с самим понятием. Чем богаче
владелец судна, тем больший комфорт он мог себе позволить и тем качественнее и
дороже было убранство его каюты. В Нидерландах яхта издавна представляла собой
подобие «навороченного» авто/мотосредства в руках сегодняшнего мажора, на
котором так хочется посостязаться с «колёсами» товарища.
Соревновательность — это черта,
присущая довольно многим обладателям различных видов транспорта. Согласитесь, ведь так естественно
желание выяснить, чья машина быстрее, кто профессиональнее управляется с велосипедом или
какая лошадь придёт к финишу первой.
Это тем более присуще хозяевам
быстроходных яхт, где сопоставляются не только обводы корпуса и умение лихо работать
с парусами. К невидимому соревновательному противостоянию также относится и перманентное стремление к модернизации конструктивных особенностей плавсредства и состязание в метео/мореходной и судоводительской подготовке шкипера яхты.
Кстати говоря, ещё с XVII века голландцы воздерживались называть яхтой
судно, не вызывающее восхищения изяществом линий и соответствующим оснащением.
К тому же истинным яхтсменом мог считаться лишь человек, соблюдающий этические нормы, мореходный
этикет и неписанные правила парусного сообщества. С самого начала яхтенные
регаты привлекали, кроме профессиональных моряков ещё и сухопутных любителей
красоты и спортивной романтики.
Вполне естественно, что
голландские яхты, бороздящие воды мирового океана, не могли не «завести» в самом добром спортивном смысле своих близких «визави» по Дуврскому проливу. Со временем
англичане даже обошли Нидерланды в аспекте развития яхтинга и подготовки шкиперов в школе «Королевской Яхтенной Ассоциации». Да что говорить о
соседней стране, если даже в далёком Нью-Йорке (тогда ещё — Новом Амстердаме)
начали строить яхты уже в 1614 году…
Однако первая в мире
зарегистрированная парусная регата состоялась всё же в акватории королевства
Великобритании, а точнее на реке Темзе. Историческое действо происходило 1
октября 1661 года. Соперниками в гонках стали английские парусники короля Карла-II и его брата, герцога Йоркского. Естественно, яхты носили имена первых дам
государства — королевы Екатерины и герцогини Анны.
Линии старта и финиша регаты находились
в районе Гринвича, а плавучий поворотный знак промежуточного финиша установлен ниже по течению,
на траверзе города Грейвзенда. Расстояние составляло чуть более 20 миль в один лишь конец. Ставка пари равнялась ста фунтам стерлингов на каждом из двух отрезков реки. Разумеется, денежная сумма была всего-навсего поводом позабавиться двум молодым мужчинам — 31-летнему монарху и тремя годами младшему, герцогу.
Король с видимой досадой уступил первую часть дистанции, лавируя галсами в «бейдевинд» против свежего ветра. Однако, обогнув поворотный знак, «Екатерина» в схватке отыграла призовую сумму у «Анны», финишировав гораздо более скоростным курсом — в полный «бакштаг». Эта парусная дуэль закончилась вполне «боевой ничьей», а у яхтинга появилось ещё одно определение — «Королевский спорт».
Король с видимой досадой уступил первую часть дистанции, лавируя галсами в «бейдевинд» против свежего ветра. Однако, обогнув поворотный знак, «Екатерина» в схватке отыграла призовую сумму у «Анны», финишировав гораздо более скоростным курсом — в полный «бакштаг». Эта парусная дуэль закончилась вполне «боевой ничьей», а у яхтинга появилось ещё одно определение — «Королевский спорт».