суббота, 19 августа 2017 г.

Вера Глаголева: Шок... и боль утраты



Да, шока, принесённого неожиданной вестью о смерти Веры Глаголевой, пожалуй, не избежал никто. В последний день января 2017 года красивая женщина-девчонка, киноактриса и режиссёр, Народная артистка страны, принимала пожелания по поводу своего 61-летия. Никому из поздравлявших и в голову не могло прийти, что ей осталось жить всего шесть с половиной месяцев.

Казалось, она способна преодолеть всё, как в 1990-м смогла пережить предательство Нахапетова и снять в том же году свой первый режиссёрский фильм. Многие говорят о её внутреннем несгибаемом стержне. О профессиональной стойкости и силе человеческого духа, визуально не соответствовавших тонким и мягким характерам её молодых киногероинь.

Веру Глаголеву с самого начала жизни отличала какая-то недосказанность, какая-то лёгкая пелена загадочности. Например, никто из многочисленных интервьюеров не отважился задать актрисе вопрос о её еврейских корнях. Конечно, для цивилизованного человека это не имеет значения, но, тем не менее, мы помним, что прессу всегда интересовала подобная тема. 

Точно так же старательно избегали вопроса об отсутствии у Глаголевой какого-либо образования, кроме десяти классов средней школы. Здесь действительно была загадка. Если родившись 31.01.1956, она окончила школу не в 1973 году, как должно быть, а на год позже, почему выпускница не пыталась поступить ни в один из ВУЗов до своего появления в кино? 

И что заставило отодвинуть получение школьного аттестата до 18-летия? Ведь все пишут о её фантастическом восхождении к дебютной роли именно в 1974-м — прямо со школьной скамьи. Естественно предположить, что Глаголева вряд ли оставалась в классе на второй год. Можно ли это связать с проживанием семьи в 1962–1966 годах на территории ГДР? Вряд ли, ведь сама актриса в одном из интервью упомянула, что по возвращении на родину, была сразу определена в пятый класс русской школы. Это свидетельствует о том, что семилетняя Вера стала первоклассницей в 1963 году. 

И, соответственно, если она окончила десять классов в 17-летнем возрасте, то почему к 1974 году не стала как это обычно в большом спорте происходит — студенткой-первокурсницей тривиального института физкультуры? Ведь тогда Вера Глаголева уже была действующим мастером спорта по стрельбе из лука. Не смогла поступить или сомневалась в правильности выбора спортивной карьеры? 

Сложно представить, чтобы в семье педагогов отсутствовал культ высшего образования. К тому же вряд ли родители — школьные преподаватели физики и биологии, не были заинтересованы выбором будущей профессии своим чадом. И, наконец, удивляет то, что при наличии признанного всеми «волевого стержня», целеустремлённая личность не сочла нужным дать себе заочно престижного образования в течение всей последующей жизни. Хотя бы для самоутверждения…

Но тем удивительнее становится её творческая судьба при полном отсутствии высшей кино-театральной школы. Учиться приходилось только на съёмочной площадке. А вот здесь и сыграл свою провидческую роль Родион Нахапетов, ставший вскоре её мужем и выхвативший из скопления профессиональной массовки природный талант, не отягощённый классическими поучениями ВГИКовских или театральных педагогов. 

Зрителя весьма поражает то обстоятельство, что невероятно воздушная непосредственность Глаголевой, перенесённая в условия киносъёмочного павильона, не пострадала и не исчезла. Напротив, с годами она позволяла некоторым режиссёрам с её помощью «вытаскивать» наверх фильмы, не блещущие режиссёрской удачей. Вспомните хотя бы часто упоминаемую ленту Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана». Да, она принята народом, но попробуйте убрать из кадра лицо, глаза, «фирменную» причёску и манеру общения героини — её жизнь на экране и... фильм потеряет всю привлекательность. 

Ведь мы хорошо понимаем, что киноперсонаж Виктора Проскурина — бравый капитан-пограничник является всего лишь ведомым… Изящество и воздушная лёгкость присутствия на киноэкране персонажа Глаголевой определяют всё. Точно так же, как и её сущность в тяжкой ипостаси режиссёра-постановщика определяет качество отснятых ею лент. 

Правда, наиболее удачными из шести её режиссёрских работ оказались те, где она выступила ещё и в роли сценариста, и продюсера. Это ленты «Одна война» и «Две женщины» по Тургеневской прозе. Здесь уже заметно мастерство и вхождение в профессиональную зрелость. Однако, готовясь к постановке своих следующих замыслов, Глаголева боролась не только с объективными трудностями. Теперь мы знаем: в течение десятка лет ей приходилось упорно сопротивляться прогрессирующему недугу желудка…

Сегодня, видимо, она могла бы спасти себя, обратясь к борьбе с онкологией методом врачей от бога — Туллио Симончини и Ивана Павловича Неумывакина. Но, увы... бездушная традиционная медицина записала ещё одну безвозвратную жертву на свой счёт... 

А мы, кинозрители и поклонники Веры Глаголевой потеряли возможность узнать, чем бы удивила нас эта женщина-девчонка, проживи она на свете ещё четверть века. Сегодня, 19.08.2017 её похоронили, но этот день только начинает отсчёт долгой памяти, которой, несомненно, достойно её имя…