воскресенье, 30 июля 2017 г.

Проблемы ЕС: сохранит ли Европа единство?



Как мы знаем, Британия находится в состоянии выхода из Европейского союза, где она пребывала с 1973 года. Первые две попытки вступления в союз Европы — 1963-го и 1967-го годов, довольно старательным ветированием тогдашнего президента Франции, Шарля де Голля были отклонены.

Как чувствовал «двухметровый» генерал — не хотел лишних проблем… Но сегодня исследования аналитического центра Великобритании уверено говорят о том, что в Евросоюзе наметился ряд внутренних противоречий.

И в случае накопления критической массы, центробежные силы смогут, если не развалить объединение стран, то весьма серьезно его потрепать. Основная граница разлома лежит между точками зрения на перспективы развития союза и его политической эффективности со стороны элиты и простого люда.

Аналитики провели социологический опрос в десятке стран Европейского союза. В нём приняли очень активное участие, как лидирующие сегодня, то есть развитые государства, так и развивающиеся и проблемные. 

Опрошены такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Австрия, Италия, Испания, Венгрия, Польша и Греция. В общем числе — около двух тысяч человек от элиты всех уровней (включая бизнес и политику) и десять тысяч представителей народа. Акция продолжалась почти три месяца — с декабря прошлого года по февраль 2017-го.

Помогать — да, делиться родиной… пожалуй, нет


Показатели опроса, в общем, выявили 71% элитных граждан и подданных, считающих Евросоюз благом. И только 34% простых людей полагают, что им стало жить легче в ЕС.

А 54% всех респондентов открыто заявляют, что несколько десятилетий назад жизнь на их землях была куда приятней. Это суждение включает в себя и недовольство наплывом мигрантов, и мягкой миграционной политикой правительств принимающих стран. 

Однако элита и здесь не согласна с народом, считая, что изучение мигрантами культуры их стран, благотворно отразится на последней. При этом опровергается существенное влияние наплыва беженцев на внутренний уровень преступности. Естественно, простое население, непосредственно сталкивающееся с мигрантами, имеет абсолютно противоположное мнение в этих вопросах. 

Однако поражает то обстоятельство, что, несмотря на разногласия в практических, визуально наблюдаемых процессах, элита и народ сходятся в гуманитарном аспекте. И те и другие согласны, что богатые страны должны помогать более бедным. То есть в их восприятии, Евросоюз — это международный инструмент для перераспределения достатка в среде европейских народов.

Так думают 50% европейцев, и только 18% с ними готовы спорить. Если говорить о сегодняшней элите, то на позициях гуманитарной солидарности стоит около 77% опрошенных респондентов. Они задают тон гордости в стремлении индивидуума осознавать себя европейцем. 

В ответ рабочий народ заявляет, что принадлежность к европейскому содружеству однозначно не должна умалять национального достоинства, что как раз и происходит вследствие миграционной политики. И только лишь 8% опрошенных верят в реальную заботу о людях со стороны политического руководства ЕС.

Возможно продолжение распада ЕС?


Ещё одна граница разногласий проходит между группами консерваторов и либералов. И, если экономическое будущее Европейского союза ещё возможно утрясти необходимым пакетом своевременных реформ и суперновейшими технологиями, то политическая стабильность будет полностью зависеть только от человеческих душ и… их убеждений. Процесс политической стабилизации может занять не одно десятилетие. 

И, наконец, в элитных кругах до сих пор не могут придти к устраивающему всех мнению по поводу развития отношений стран в ЕС. Оставить всё, как есть сегодня, согласны 28% элиты. Те же, кто предлагают верховенство общеевропейских положений над национальными составляет 37%. Однако 31% элитных респондентов считают необходимым предоставить каждой из стран Евросоюза больше свобод. 

Ситуация разделения евроэлиты на три группы с почти паритетным соотношением процентного состава предполагает необходимость отхода от довольно грубого примитивно демократического принципа: «меньшинство подчиняется большинству». Сегодня 43% элитных групп допускают потерю в следующие 10 лет ещё одного члена ЕС. Опрошенный же народ уверен в этом на 55%. 

Однако последующее обновление Европы зависит от двух упомянутых факторов: экономического подъёма и политической стабильности. В связи с этим, внимание европейцев обращено на предстоящие выборы в Германии (24.09.17) и недавно избранного президента Франции — Э. Макрона. 

Признание простыми европейцами сегодняшней Германии, не только экономическим, но и политическим локомотивом ЕС, в количественном масштабе выражено цифрой 48%. Среди элиты этот показатель равен 62%. Оспаривают же превалирующее мнение соответственно 28% и 23% опрошенных.

То есть сейчас от канцлера Германии будет многое зависеть, но несмотря на результаты выборов, всем членам ЕС понадобится совсем новый подход к пониманию будущего Европы… 

Давно назрела весьма насущная потребность в определении долгосрочной и однозначно безошибочной, реальной программы развития Европейского союза... Пусть даже это потребует жёсткого диалога в среде стран-участниц.