пятница, 14 апреля 2017 г.

Павел Луспекаев: 90 лет со дня рождения


Он родился 20 апреля 1927-го и ушёл из жизни на пороге своего 43-летия, не дотянув до него трёх дней. Павел Луспекаев умер мгновенно от разрыва сердечной аорты — 17 апреля 1970 года. Но как долго он каждый день умирал в своём сознании, не знали даже близкие...

Сын армянского мясника из очень далёкого Северо-Кавказского села, Богдасара Луспекяна и донской казачки Серафимы Ковалёвой был рождён актёром от самого Бога и вполне соответствовал уровню таких театральных и киношных гениев, как Смоктуновский, Ефремов, Евстегнеев, Даль... и немногих подобных.

По окончании семилетки, Пашка Луспекян был определён родителем в Луганскую «ремеслуху», после которой, как миллионы неэлитных советских отпрыском получил ходкую профессию слесаря. В военном 1943 году, едва дождавшись 16-летия, неугомонный пацан отправляется добровольцем на войну. Он попадает в партизанский отряд, где в составе разведывательной опергруппы проводит немало боевых операций.

Серьёзное ранение в локтевой сустав руки могло бы сразу сделать его инвалидом-ампутантом, однако непреклонная требовательность мальчишки к хирургу, привыкшему за время войны безоглядно кромсать раненных, позволяет Павлу не остаться одноруким. Увы, с ногами так не повезло. Отмороженные в одном из партизанских рейдов, больные ноги стали его «Голгофой» на всю последующую жизнь.

Уже 26-летним молодым парнем Павел Луспекаев столкнётся с серьёзной проблемой сосудов, которая приведёт в итоге к ампутации обеих ступней. Но ещё в 17 (!) лет он стал непригодным к военной службе, и его подчистую комиссовали из армии; несмотря на то, что шёл тяжелейший 1944 год...

После прослушивания, 18-летнего Луспекаева принимают (без профильного образования) на работу театральным артистом вспомогательного состава (хористом) в Ворошиловградский театр, а спустя год работы (летом 1946-го) дают направление в Москву для поступления в Щепкинское театральное училище. К тому времени он уже играл на сцене Людвига в спектакле «Под каштанами Праги» и исполнял роль Алёшки сапожника в горьковской пьесе «На дне».

К счастью, приёмная комиссия сразу разглядела в абитуриенте дар божий. Он был зачислен на I-й курс, хотя даже не смог написать экзаменационного сочинения по русской литературе. Фабрично-заводское обучение (ФЗО) во все времена не обеспечивало достойную грамотность детям войны, к тому же, запрограммировано рождённым стать «слесарями».

Но именно боевые заслуги не отсидевшегося в тылу «дитя» и направление на учёбу от театра, помогли пробиться редкому таланту. И слава богу!.. Несмотря на некоторую неуклюжесть в движениях сценического танца, актерское мастерство студента всегда оценивалось на «отлично».

В стенах Щепкинского театрального училища Павел знакомится с такой же «простоватой» однокашницей — Инной Кирилловой. Она была четырьмя годами старше и опережала его на два курса. Луспекаева это совсем не смущает, и довольно скоро они становятся мужем и женой. Родившаяся дочь, скрепляет их молодой союз.

По окончании училища в 1950-м следует распределение в Тбилиси, где они работают в течение семи творческих лет. Малый театр не решился оставить актёра Павла Луспекаева на своей академической сцене. Видимо, уж слишком необузданным сценическим характером обладал выпускник, так и не избавившийся от южного акцента.

В 1957-м, переехав с семьёй из Тбилиси в не менее прекрасный Киев, 30-летний, вошедший в расцвет — Павел, потрясает украинского зрителя в русском театре Леси Украинки. Здесь, спустя два года, его впервые увидел, случайно оказавшийся на спектакле, Кирилл Юрьевич Лавров. Оба актёра — участники войны и ровесники (Лавров старше на полтора года) сразу ощущают взаимную симпатию боевого братства.

Они быстро знакомятся, и ведущий актёр БДТ приглашает Луспекаева поработать в театре Ленинграда. Главреж Г. А. Товстоногов не возражает, и спустя несколько недель новоприбывший актёр вливается в труппу театра. Он начинает репетиции в спектакле с Татьяной Дорониной и доказывает своё актёрское мастерство. Кирилл Лавров по-дружески уступает новичку роль Черкуна в «Варварах».

Однако в 35-летнем возрасте, в связи с обострением болезни, Луспекаев попадает в больницу, где переносит частичную ампутацию пальцев ног. Этому предшествовали семь незамеченных ролей в кино. В конце жизни их будет насчитываться (вместе с эпизодами) четверть сотни.

Спустя ещё четыре года, во время съёмок в «Республике ШКИД» наступает новое обострение. В 1966-м хирургами ставится вопрос об ампутации обеих конечностей до колен. Актёр идёт на компромисс. Рискуя не избавиться от гангрены, он, однако жертвует только ступнями.

В каждодневную жизнь Павла Луспекаева входят ужасающие боли ампутированных ног, едва с трудом заглушаемые медицинскими инъекциями наркотика, и тяжёлая борьба с протезами. Он практически повторяет героический путь Алексея Маресьева по возвращению в профессию. Словно в награду, 1969 год приносит актёру звёздную кинороль честного таможенника Павла Верещагина в «Белом солнце пустыни».

Съёмка в фильме стала настоящим актёрским подвигом. Надо сказать, что в том сценарии, его героя-офицера вначале звали Александром. Но вся съёмочная группа непроизвольно перенесла имя своего любимого Паши на создаваемый им образ. И не удивительно, ведь они были так похожи…