пятница, 17 июня 2016 г.

Исторический «неудачник» — Вольный город Данциг


Данциг — некогда Вольный городповторно снискавший в начале января 1920 года право на собственную историю после последнего периода 1807–1814-х годов. Произошло возрождение, когда-то наполеоновского города-крестника, в силу тяжёлых условий Версальского договора, подводящего черту под Первой мировой войной 1914–1918 годов.

В свободное поселение, выводимое из-под юрисдикции поверженной Германии, кроме Данцига входили ещё две с половиной сотни топонимов. Всё это отводилось под наблюдение Лиги Наций, и город вовлекался в таможенный союз с развитой Польшей. При том, что две трети горожан были немцами, поляки чувствовали себя законными победителями. Увы, совместное существование гордых победителей и побеждённых оказалось миной замедленного действия, сработавшей пару десятилетий спустя...

Захваченный советскими войсками вторично, уже в ходе завершения Второй мировой войны, Данциг отошёл к освобождённой Польше. Теперь мы его знаем как Гданьск — балтийский порт и центр судо-яхтостроения. Однако вернёмся к Вольному городу. Он стремился к самостоятельности ещё в XII веке. Достиг союза с польским королём и находился в положении «королевского города».

Герб Данцига 
Непростые дни выпали на долю Данцига в период 1569–1577 годов — становления польско-литовского союза — Речи Посполитой. Однако и тогда Вольный город сумел сохранить свои существенные привилегии, откупившись от новопристольного короля солидной контрибуцией. Площадь независимой земли составляла около 1970 км2, кроме города включая в себя более четверти тысячи деревень и шесть десятков хуторов.

В международных вопросах городские дела направлялись польскими властями, однако, с обязательным учётом позиции самого Данцига. С 1923-го ходил данцигский гульден. Исключить слабую немецкую марку пришлось в связи с послевоенной гиперинфляцией. Данциг не располагал армией, являясь демилитаризованной зоной. Также не предполагал на своей земле действия польских или германских законов. Тем более, вообще отвергалось присутствие иностранных вооружённых сил.

Территория Вольного города
В 1919-м город давал приют почти 360 тысячам жителей. Поляки представляли всего лишь треть из них. Большинство же было представлено этническими немцами, не имевшими, однако, законного германского гражданства. Взамен они приобрели принадлежность к городу, вкусив всю сладость его независимости.

Законодательством в Вольном городе Данциге занималось своё народное собрание, которое выбиралось напрямую его жителями. Исполнительным органом являлся сенат, возглавляемый мэром. Судебную власть представлял Высший суд Данцига, а Лига Наций цепко наблюдала за ситуацией посредством своего представителя — Верховного комиссара. Немецкий был государственным языком, однако польский не ущемлялся, имея правительственные гарантии.

Кризис конца 1920-х–начала 1930-х привёл к законной власти нацистов. Борьба с безработицей в Германии ограничила её помощь данцигским немцам. Почти наполовину упал местный гульден. В течение двух лет, начиная с 1933-го — более чем вдвое утрачен золотой запас. Нацисты взяли город в свои руки. Обострились разногласия с Польшей. Осенью 1938-го Германия заявила права на Вольный город, потребовав его присоединения. В ответ воспротивившимся полякам, нацисты создали ополчение по типу штурмовых отрядов в Германии.

Как известно всему миру, ситуация взорвалась в первый день сентября 1939 года. Представителю Лиги Наций предложили в двухчасовой срок покинуть территорию Данцига. Польскую почту, защищаемую служащими, расстреливали в продолжение полутора десятка часов. Выжившие поляки и военные, пришедшие им на помощь, покинули город через неделю.

К завершению Второй мировой войны красавец — Данциг представлял собой развалины. Выжила только пятая часть населения. Когда Вольный город перешёл к Польше, став Гданьском, около 127 тысяч немцев — бывших граждан Данцига выдворили в новую Германию, заселив территорию этническими поляками.

С тех пор история старинного поселения замерла. Но кто знает, что ещё может ожидать его впереди? Трижды неудачно побывав в статусе Вольного города, трудно об этом позабыть. Ведь прошедшие семь десятилетий после сладкого глотка независимости — всего лишь миг для истории…