среда, 20 апреля 2016 г.

Частные военные компании — «смертельно» выгодный бизнес

 
До боли памятная народу аббревиатура — ЧВК возвращает нас в постреволюционные времена действовавшей в нашей стране «Всероссийской чрезвычайной комиссии». Однако на сей раз начальные буквы, выстроенные несколько в ином порядке и обозначают они не более, чем всего лишь частную военную компанию.

О них заговорили относительно недавно, хотя известная востребованность несомых функций нисходит к глубинам истории. Ещё в середине 1960-х годов прошлого века было организовано первое современное «частное войско». Его создателем стал некий британский полковник, раннее имевший опыт в организации боевых отрядов авиационных десантников, известных за пределами своей земли.

Деятельность ЧВК, естественно, не может быть вовсе безоглядной. Она находится под контролем силовых структур США и Великобритании, где частные войска получают лицензии и контракты на работу. Конечно же, все компании располагают легионом бывших или штатных вояк — отпускников.

Они также могут привлекать в качестве субподрядчиков небольшие группы каких-либо разноцветных «спец-беретов». Если самые первые структурные подразделения организовывались как охранные, то сегодняшние уже не брезгуют любой грязной работой, неприемлемой для регулярной армии.

Это самый оптимальный выход для всех. Учитывая оснащённость ЧВК не только стрелковым оружием, но танками и авиацией, можно предположить на что они способны... Соответствует работе и оплата. Всем известная в прошлом «Блэкуотер», насчитывавшая более 50 тыс. человек, подняла в Ираке свой годовой доход к миллиардной отметке.

Разумеется, что благоденствие частной компании зависит от интенсивности и объёма государственных заказов. Правительство — самый крупный работодатель, а его казна — нескудеющий кладезь. Ведь на одного наёмника расходуется средств почти в десяток раз больше, чем на государственного военнослужащего.

Для сравнения достаточно обратиться к цифрам. Сержант Американской армии со средней выслугой лет получал в день 160–170$, в то время как воин от конторы «Чёрной воды» имел более 1220 долларов суточного дохода.

Чтобы понимать соотношение глобальных расходов, сравните численность войск контингента армий военной коалиции в Ираке и находившиеся там же — ЧВК охранного назначения. На 160 тыс. государственных солдат приходилось 200 тыс. наёмников со всего мира.

Однако надо признать, — требования к «джентльменам удачи» предъявляются более жёсткие. Кроме отменного здоровья, минимальный военный стаж должен составлять не менее пяти полноценных лет службы в спецназе, военной полиции или на худой конец — в пехоте.

Трёхмесячная боевая вахта прерывается тремя неделями оплачиваемого отпуска. И снова пожалуйте на игры со смертью. Впрочем, в случае летального исхода, близкие погибшего легионера смогут претендовать на неплохое пособие. То же произойдёт при получении инвалидности. Правда, отставнику придётся забыть о полном армейском пансионе, каковым он наслаждался всю свою предыдущую деятельность в качестве боевой единицы.

Идя на довольно обширные расходы, государство выигрывает в главном. Нанимая ЧВК и де-факто управляя военными действиями, де-юре оно остаётся «ни при чём» и не несёт абсолютно никакой ответственности за происходящее.

«Чинук» обслуживает десант ЧВК 
Нет, конечно, если разозлившиеся наёмники переусердствуют, их пожурят. И даже могут прервать контракт. И, более того, прибегнув к юридическим козням, способны полностью расформировать.

Но только лишь затем... чтобы позволить структуре воссоздаться снова под другим наименованием и с заново сформированным корпусом управления. Ведь, что смертельно востребовано — то, увы, бессмертно…