четверг, 7 апреля 2016 г.

Ильф и Петров: 85 лет «Золотому телёнку»

   
Летит время… вот и состарился наш «Телёнок» на восемь с половиной десятилетий. Роман начал печататься в московском ежемесячнике, носящем название «Тридцать дней». С 1-го по 12-й номер 1931 года был выложен весь объём текста.

Неплохая шестилетняя литературная репутация популярного журнала способствовала скорейшему ознакомлению новых читателей с продолжившейся жизнью главного персонажа романа «12 стульев».

Спустя треть года, то есть с мая 1931-го «Золотой телёнок» стал выходить отдельными частями в парижском «Сатириконе» — известном журнале российской эмиграции. Русскоязычное книжное издание появилось в Советском Союзе лишь два долгих года спустя (1933). Американцы и здесь оказались первыми, выпустив англоязычный вариант романа в 1932 году.

Соавторы Ильф и Петров
Вполне естественно, что после довольно удачной публикации первого романа «12 стульев» в 1928-м у авторов возникло желание не расставаться со своим литературным героем. В рабочих записях 31-летнего Ильи Ильфа снова появляются первые фразы из вынашиваемого произведения. Он был на пять лет старше и опытнее своего соавтора, а потому занимал ведущую позицию.

Вплотную взялись за дело в следующем — 1929 году. Для будущего романа и его героя завели папку, на которой юморящими журналистами была начертана надпись — «Дело №2». Первоначальный замысел сюжета несколько отличался от общеизвестного.

В финале истории прозревший Остап Бендер должен был оставить поиски миллионов ради пылкой любви к нежной и удивительной Зосе Синицкой. Всё книжное действие завершалось счастливым бракосочетанием под звуки свадебного марша. Однако в 1931 году, непосредственно в самом процессе печатания романа, сюжет был круто изменён.

Илья Ильф
Драматургический анализ создаваемого ими бестселлера вдруг вскрыл потерю завершающей интриги, — авторам остро не хватало последней и горькой перчинки «под занавес». Умилительный хэппи-энд сводил на нет все творческие усилия и попахивал избитой тривиальщиной. Соавторы вдруг осознали, что советские литературные стандарты нужно ломать!

Первая из трёх частей романа написана в конце лета 1929-го. По-журналистски — лихо, на одном дыхании — всего за пару десятков дней! Однако дальнейшая работа застопорилась. Ведь надо было усердно трудиться ещё и на родную редакцию. У каждого из соавторов скопилось немало профессиональных заданий. Кроме того, Ильф вдруг возомнил себя великим фотохудожником. Его нельзя было разлучить со съёмочным аппаратом. Но наконец 1930 год принёс перелом, и соавторы уселись за рабочий стол.

Писалось медленно, с большим трудом. Сюжета не было — он рождался на ходу. Незыблемой оставалась только идея — безотвратность наказания за неправедно добытые деньги. На главном герое романа вымещались все несбывшиеся мечты и тягость совкового существования самих авторов. Они ему неуклонно мстили за собственное безденежье…

Евгений Петров
После завершения журнальной публикации соавторы полагали сразу же осуществить отдельное издание. Так уже было с первым романом об Остапе Бендере. Но всё нежданно оказалось куда сложнее. Авторская лояльность к великому комбинатору вовсе не понравилась (тогда уже бывшему) советскому наркому просвещения, Анатолию Луначарскому и «ряду товарищей»...

Обратившись за поддержкой к Александру Фадееву в родной Союз писателей, они встретили то же совковое недовольство. В начале 1932 года их коллеги — «Крокодиловцы» вдруг выступили с политической критикой своих собратьев по сатирическому перу. Видимо, отрабатывали партийный заказ...

И только вмешательство самого литературного «гуру» — Максима Горького, обратившегося к действующему тогда наркому просвещения (1929–1937), 48-летнему Андрею Бубнову помогло «пробить» первый книжный тираж. В 1933 году роман, наконец-то, был опубликован. Но на этом его злоключения не закончились.

Спустя полтора десятилетия, в 1949-м, публикацию книги снова запретили. К тому времени ни Ильфа, ни Петрова в живых уже не было. Каждый из них прожил по тридцать девять с половиной лет. Илья Ильф умер от туберкулёза в страшном 1937 году, а военный корреспондент Петров погиб в транспортном самолёте, сбитом немцами летом 1942-го…

Хрущёвская «слякоть» 1956 года, к радости читателей, сняла запрет с бессмертного творения талантливых журналистов, доставив поклонникам литературы массу весёлых эмоций и чувства благодарности к уникальным соавторам, коренным одесситам — Иехи́елу-Лейбу Арьевичу Фа́йнзильбергу (Илье Ильфу) и Евге́нию Петро́вичу Ката́еву. (Евгению Петрову).