пятница, 22 января 2016 г.

Капитанами не рождаются — ими просто становятся


Если вы подбираете наёмного капитана для своей яхты, то лучше искать «человека», а не специалиста. Дело в том, что открытый, честный и приятный в общении индивидуум, как правило, всегда способен достигнуть большего в аспекте специализации.

И, к сожалению, специалист никогда не сможет стать признанной душой компании, не будучи коммуникабельным от природы. А каков капитан — такова будет и команда. Это общеизвестно. В силу своих природных качеств он подберёт окружение, которое в итоге устроит и его, и владельца яхты.

Естественно, речь вовсе не идёт о предоставлении капитанской вакансии бестолковому, хотя и приятному горе-специалисту. Но подразумеваются особенности характера, долженствующие превалировать в бэкграунде судового топ-администратора. В развитых странах существуют электронные базы персонального плавсостава, где претенденты на вакансии размещают резюме. Здесь вы найдёте ответы на все вопросы.

Образование приглянувшегося капитана, его профессиональный опыт в виде багажа серьёзных плаваний, морской парк освоенных им судов и рекомендательные письма от прежних нанимателей. К тому же, всегда найдутся люди из яхтенного мира, жаждущие «охарактеризовать» ваш выбор.

Естественно, знакомство с капитаном начинается с изучения его диплома. Этот основной документ претендента на вакансию разнится в зависимости от страны принадлежности. Впрочем, существуют и наиболее уважаемые международные документы, которыми можно обзавестись в Британии или США.

Можете быть уверены, что страховщики дорогостоящей яхты вытянут все «скелеты из тёмного шкафа» вашего капитана. Ведь сумма страховки будет зависеть также и от уровня квалификации судоводителя. В конечном итоге, человеческие жизни и сохранность судна — превыше всего.

Наиболее уважаемым многими дипломом считают документ Королевской яхтенной ассоциации Великобритании. Иметь капитана с такой лицензией престижно и… недёшево. Пожалуй, не меньшую сумму придётся платить и обладателю диплома Американской яхтенной ассоциации.

Однако в старой доброй Англии развитие мореходного обучения считается глубоко традиционным. Разумеется, что уровень дипломного образования градуирован. Всё начинается с низшей ступени, позволяющей получить удостоверение рулевого моторного катера, длиной до 10 метровICC (International Competent Certificate). Затем следует диплом дневного шкипера парусно-моторной яхты — DS (Day Skipper).

Разрешение же на пребывание в море круглосуточно, но в пределах видимости земли, даёт лицензия прибрежного шкипераCS (Costal Skipper).

Наличие такого документа уже позволяет нанимать судоводителя на капитанскую должность. Чтобы вовсе избежать ограничений в районе плавания, следует иметь диплом Яхтенного капитанаYM (Yacht Master).

Лицензии океанского плавания с ограничениями по тоннажу называются YMO (Yacht Master Ocean Pro) и позволяют законно управлять судном с водоизмещением до 250 т. Далее уже следует профессиональное обучение в Королевской морской академии, дающей высшее судоводительское образование.

Речь идёт о вождении 150-метровых судов, водоизмещающих до трёх тысяч тонн. Последней ступенью можно назвать диплом капитана супертанкера, приобретаемый в специализированном мореходном заведении. Капитаны высшей ступени всегда представляли собой дефицит.

Кроме сложностей чисто профессионально-интеллектуальных, достаточно усложняет ситуацию необходимость «накатки» определённого количества миль в каждой из перечисленных ипостасей. То есть, как вы понимаете, капитанами не рождаются…

Что касается заработной платы судоводителя, — чаще всего она бывает договорной. При этом стороны вовсе не стремятся афишировать реальные цифры. Можно сказать, что у капитана яхты есть чёткая ставка после вычета налогов. Он получает её по договорённости — еженедельно, даже не отходя от пирса.

Диапазон окладов довольно широк — от двух до 20-ти тыс. евро в месяц и... выше. Кроме того, после выхода в море, в качестве «ходовой» премии прилагается пятая часть оклада и выплаты за ночные вахты. К этому стоит приплюсовать полное довольствие, экипировку и начисление страховых выплат. Также на усмотрение щедрого судовладельца могут существовать различного вида премии и командировочные.

Самый приближённый к капитану судовой специалист не сможет иметь более двух третей дохода «шефа». Однако зря платить никто не станет. Капитан отвечает за всё своей свободой и нервными клетками… Как профессиональный судоводитель он несёт уголовную ответственность за безопасность находящихся на борту и верность принимаемых решений.

Как юридическое лицо — в ответе за наличие, надлежащее ведение и своевременность оформления всей бортовой документации, включая судовой журнал, визы экипажа, своих пассажиров и прочие пограничные отметки. И, наконец, как лицо материально ответственное отвечает за гибель или поломку яхты, утрату оборудования, навигационных приборов, дельных вещей, парусов (при их наличии) и такелажа. А также должен быть озабочен объёмом запасов топлива, продуктов питания, резерва пресной воды и, конечно, следить за экологическим незагрязнением акватории.

Так что, собираясь стать лихим капитаном, важно помнить не только о яркой морской романтике, но прежде всего, — о присутствии психофизической нагрузки и колоссальной ответственности. Ведь всегда существует вероятность допустить роковую ошибку или… ответить за чужую.