среда, 1 июля 2015 г.

«Ирония судьбы» — сказка, длящаяся четыре десятилетия

      
В конце года нас ожидает культовое событие. В новогоднюю ночь с 2015-го на 2016 год исполнится ровно сорок (!) лет обожаемому телефильму нескольких поколений — это «Ирония судьбы».

Успех этой почти непревзойдённой ленты фееричен! В Советском Союзе отсутствовал хотя бы один социализированный житель, не знавший «новогоднего чуда» от Эльдара Рязанова.

Режиссёр авторских комедий, в свои 47 лет пребывал в активном состоянии профессиональной собранности, готовый с риском получения инфаркта достигать творческих вершин. Окрылённость его артистической души спроецировалось на экран абсолютно новым качеством народного кино. Подбор актёров — одна из важнейших заслуг постановщика.

Он впустил в наш дом любимых персонажей, внёсших к праздничному столу теплоту и грусть волшебной сказки, ожидаемой утомлённым «совколюдином» всю жизнь. Эффект сродни внезапно распахнувшемуся окну во вьюжную новогоднюю ночь. Многомиллионный народ встрепенулся. Он понял, что для него началась новая экранная эра актуального своей «сиюминутностью» талантливого фильма.

Приевшаяся за два десятилетия «Карнавальная ночь» того же Рязанова и песенный припев о пяти минутах в исполнении Людмилы Гурченко уходили в прошлое. Туда же отправлялись и рассказы о вечерах близ Диканьки, снятые великим сказочником Роу в далёком 1961-м. Казалось, что почти революционным путём, наконец, произошла эпохальная смена новогодней «кинозаставки» для всех телеэкранов огромной страны.

Произошедший «переворот» стряхнул седую пыль с телевизионной сети 1970-х. Принял и утвердил на экране стихи не очень жалованных «совком» поэтов. Возродились в новом звучании строки гонимых мастеров: Бориса Пастернака и уникальной Марины Цветаевой, Михаила Львовского и Бэллы Ахмадулиной. Лейтмотивом народного фильма стала песня на слова расстрелянного в 1938-м Владимира Киршона — «Я спросил у ясеня…».

Великолепные мастера — бессменный композитор МикаэльТаривердиев, Сергей Никитин и молодая Алла Пугачёва поработали над музыкой и исполнением. Спустя четыре десятилетия мы продолжаем с грустным умилением воспринимать их голоса и ощущать минуты соприкосновения с настоящим искусством.

Картина подкупила своей необычной свежестью, узнаваемостью образов, интеллигентностью и душевной теплотой. Супружеские пары советского пространства вдруг осознали, что за гранью их беспросветного «фабрично-заводского» существования, именуемого жизнью — ещё присутствует чудо.

И короткая дорога к этой «новинке» оказалась вдруг совершенно рассекреченной удивительным сказочником по фамилии РязановДостаточно ещё днём 31 декабря отправиться с друзьями в традиционную баню, чтобы к бою новогодних курантов оказаться в постели любимой женщины.

Открытая для нас Рязановым Барбара Брыльска — не по-русски красивая польская составляющая восхитительного дуэта и интеллигентно мягкий, неподражаемый Андрей Мягков не позволяют нам в этом усомниться...