понедельник, 14 декабря 2015 г.

Александр Грин — 135-летний капитан Алого паруса

   
Уходящий от нас 2015 год, пожалуй, добрым не назовешь. И война, и кровь, и падение… Падение всего и во всех смыслах. Такое уже бывало когда-то. И, увы, не один раз... Вся долгая история нашего восточного славянства периодически повторяется — обречённо ходит по замкнутому кругу колдовским историческим колесом.

Какая-то ужасающая явная закономерность — роковая генная ошибка, давно вкравшаяся в странный менталитет славянской народности, не позволяет ей приподняться, стряхнуть наземь свои беды и преломить судьбу, избавившись от проклятой обречённости.

Человечеством давно замечено, — в лихие периоды жёсткого обострения, беспросветной удручённости происходящего и тягучести окаянных лет, появляются светлые личности, одарённые искрой божией. В отличие от серой «биомассы», низведённой бытием до уровня подножного чернозёма, они призывают поднять голову и увидеть, что солнце ещё светит, а звёзды влекут в иную... сказочную жизнь.

Такой светлой личностью и был Александр Степанович Гриневский. По праву нынешний год — это год его светлой памяти. Ведь 23 августа со дня рождения известного писателя — Александра Грина исполнилось 135 лет. Кроме российского подданства и советского гражданства, мастер грёз получил ещё одну регистрацию… в очень далёкой стране под названием «Гринландия». Именно так окрестил созданную гриновской фантазией неоромантическую землю, литературовед и доктор филологических наук, Корнелий Зелинский.

Родившись в 1880 году, Александр уже в 1906-м начал печататься, то есть 26 лет от роду. Ровно столько же — 26 лет, ему было отведено трудной судьбой на создание писательского имени, всё же вошедшего в историю русской литературы. Он не дожил всего полутора месяцев до своего 52-летия. Зато его книжные персонажи остались бессмертными. Они давно населяют около четырёх сотен произведений мастера, олицетворяя мир Грина — мир его боли и счастья.

Сам Грин — маленький Саша Гриневский, начал читать с шестилетнего возраста. И первой же его «проглоченной» книжкой были, естественно… «Путешествия Гулливера». Тогда же он «заболел» морем и романтикой дальних странствий. Однако вместо просолёной палубы парусного корабля, девятилетний мальчик, оказался за партой реального училища.

Здесь же он и заработал своё школьное прозвище, ставшее впоследствии псевдонимом писателя — «Грин». Фамилии, более подходящей к имени и созвучной романтичному полёту его изящной мысли, вряд ли можно придумать. Спустя три учебных года, вследствие поведения, неадекватного ожиданиям учительского корпуса, 12-летнему Саше пришлось сменить училище... А ещё через три года от туберкулёза умерла его мать.

С появившейся вскоре мачехой он общаться не смог. Получив, наконец-то, среднее образование, 16-летний юноша покидает родительский дом и отправляется в Одессу. Давний друг отца помог устроиться матросом на пароход. Однако тяжкий матросский хлеб, за одну навигацию вышиб из мальчишеской головы остатки детской романтики и отлучил от моря.

В течение пяти лет молодой искатель счастливого призвания странствует по миру, периодически появляясь под отцовской крышей. Наконец, в 22-летнем возрасте Грин попадает на воинскую службу и становится рядовым новобранцем пехотного батальона. Но здесь же он быстро превращается в социалиста-революционера, а уже спустя недолгих полгода и в... дезертира.

«Эсеры» приютили сбежавшего солдата на родине будущего вдохновителя революции, в Симбирске, одарив его партийной кличкой — «Долговязый». Наотрез отказавшись от любого участия в террористической деятельности, молодой революционер, возненавидевший свою былую убогую жизнь, приобретает репутацию отменного пропагандиста.

Летом 1906 года Александр Грин создаёт свои первые рассказы. Начало его печатной деятельности положила агитационная брошюра для солдат, бесчинствующих в зажиточных крестьянских хозяйствах. Стартовый тираж был конфискован и сожжён полицией. Однако к концу года последующие литературные выпуски нашли своего читателя.

В 1908 и 1910 годах выходят сборники гриновских рассказов. Плодовитость молодого писателя позволяет каждые две недели выдавать свежий текст. У него появились деньги и некие знакомства в кругу известных писателей. Так рождался тот Грин, которого мы знаем… Постреволюционный красный террор сразу оттолкнул писателя. Он не смог смириться с его кровавой жестокостью. Вовсе не сумел принять и советскую жизнь — отгородился от страшной реальности своим ирреальным миром.

В нелёгком 1923 году Александр Грин публикует самую пронзительную свою романтическую повесть — «Алые паруса». Написана она далеко не на одном дыхании, как часто выстреливались мысли из-под стремительного гриновского пера. От задумки до публикации прошло долгих шесть лет...

А спустя ещё столько же холодных зим, советская власть запрещает печатать чудную прозу Грина, как литератора, не желающего слиться с великой эпохой построения социализма. До конца жизни оставалось всего два года. Он прожил их так же, как в юности — голодая...

Союз писателей жёстко отказал в помощи и лишь прислал две жалких сотни «погребальных» рублей, когда создатель и капитан «Алых парусов» ещё дышал, навсегда уходя в сказочную даль своей «Гринландии»…