суббота, 5 сентября 2015 г.

Экшн-фильм "Мир Юрского периода" — искусство зарабатывать


   
Более двадцати двух лет назад лихо стартовала легендарная эпопея «Парк Юрского периода» известного экшен/режиссёра Стивена Спилберга. Сегодня для зрителя было бы весьма желанным сохранение изначального духа давнего фильма 1993 года.

Несмотря на то, что с 9 июня — дня премьеры успело подрасти совершеннолетнее поколение, хотелось бы, чтобы сегодняшняя режиссура сохранила ясной канву проекта и помнила о своих первых зрителях.

Однако чем дальше мы уходим от даты стартового просмотра, тем большим дефицитом становятся сюжетные ходы, наполняющие «Юрскую» тему Спилберга. И самый последний, четвертый фильм — бесспорное тому подтверждение. Сценаристам всё сложнее оставаться в адекватных рамках иссякающей фантазии.

Отсюда — логичное преломление темы, вытеснение привычного стиля и метода съёмки. Знакомый нам фантастический парк приключений, со своей смысловой нагрузкой заменяется новым аттракционом под названием «Мир…». Полные тревожного ожидания продуманные сцены сменились боевыми действиями, сопровождаемые пиротехническими эффектами с неизбежными смертями. От режиссёрского искусства Стивена Спилберга, базировавшегося на качестве съёмки и актёрской игры, едва ли осталось первое.

Подвижная камера, только лишь бесстрастно отслеживающая погони, невольно сводит всё происходящее к экранной динамике, как сверхзадаче. Оригинальные построения ситуации в захватывающем кадре уступили место предсказуемости и снижению уровня художественности. Однако сохраняя справедливый баланс критики, нужно признать, что несмотря на заверения режиссёра фильма Колина Треворроу в приверженности старой идее проекта, кино — это всё же коммерческое направление и способ заработка.

А этой цели достичь вполне удалось. «Мир Юрского периода» поднял рекордную планку на небывалую высоту. Стартовый прокат принёс миллиард долларов менее, чем за две недели. Причём первые семь дней были отмечены более чем 700-миллионным уровнем поступлений. Это лучшая статистика в истории коммерческого кинопроката. В рекордно минимальный срок определилась сумма сборов на территории Северной Америки — 300 млн $.

Кроме того, второй уик-энд собрал во внутреннем прокате 106 млн $, что также является однозначным рекордом. Но и это ещё не всё. Картина оказалась способной быстрее прочих принести доход внутреннего проката — 400 млн $, а на внешних площадках эта цифра составила полмиллиарда.

Успех прокатной судьбы определил намерения известной киностудии продолжить изыскания в не иссякшей за прошлые десятилетия золотоносной теме. А по поводу давних споров вокруг кино о принадлежности его к искусству или бизнесу, можно сказать, что коммерческий успех фильма, кроме всего прочего, и определяется наличием способности киномастера создать... произведение искусства.