суббота, 12 сентября 2015 г.

Иван Крузенштерн — 245 лет капитану «Надежды»


Он появился на свет в 1770 году под знаком жёсткого Скорпиона — 8 ноября. Этот осенний день очень точно предопределил явно врождённую целеустремлённость стойкого характера, позволившего 15-летнему юноше стать кадетом кронштадтского Морского корпуса.

Однако двухгодичная, но жёсткая война со шведами 1788–1790 годов заставила молодого выпускника-гардемарина досрочно надеть мичманские эполеты. В самом начале кампании он уже участвовал в известной Гогландской битве на боевом «Мстиславе» с его семидесятипятью пушками.

Проявив себя довольно стойким офицером в нескольких последующих сражениях — Ревельском, Выборгском и при Красной горке — мичман был удостоен чина лейтенанта. А спустя три года после войны, 23-летний Иван Крузенштерн оказался в длительной зарубежной  командировке.

Ему посчастливилось набираться опыта в Великобритании. На протяжении шести лет молодой офицер бороздил океаны под зарубежным флагом, овладевая мореходной практикой. В начале наступившего XIX века, 32-летнего Крузенштерна вызвали в Санкт-Петербург. Ему было предложено возглавить морскую экспедицию на далёкую Камчатку для доставки грузов продовольствия и вывоза накопившихся запасов пушнины.

Кроме всего прочего, предполагалось в формате кругосветного плавания совершить обязательный заход на северо-западное побережью Северо-Американского материка для инспектирования русских поселений и проведения научных исследований. Российская академия наук подробно разработала необходимые инструкции и прикомандировала к отбывающим бортам учёных-натуралистов и астронома.

Юрий Лисянский (1773-1837)
Во вторник, в конце июля 1803 года закупленные в Англии Юрием Лисянским (капитаном второго, меньшего судна) два небольших парусника — «Надежда» и «Нева» покинули Кронштадт. По прошествии 110 дней, в середине ноября суда пересекли экватор.

Как ни удивительно совпадение, но спустя ещё 110 дней, в начале марта 1804 года, обогнув мыс Горн, экспедиция, наконец, вышла в Тихий океан. Пересечение экватора стало поистине историческим событием — Россия сделала это впервые!

От самой южной точки Чили корабли направились к северу, производя по пути научные исследования. В начале июля 1804 года, т. е. спустя почти год, «Надежда» под командованием Крузенштерна бросила якорь в российском Петропавловске-Камчатском. Как 33-летний капитан-лейтенант — флагман, так и его трёхмачтовый 450-тонный шлюп — показали себя неплохими мореходами.

Юрий Лисянский на 370-тонной «Неве» был отправлен к русской Аляске. Однако капитану «Надежды» скучать вовсе не пришлось. Он пребывал в состоянии острейшего должностного конфликта с 38-летним графом Николаем Петровичем Резановым — царским посланником в Японию.

В течение перехода, деля одну капитанскую каюту, они никак не могли поделить между собой властные полномочия. Два государственных мужа рассорились до того, что Крузенштерн приказал установить перегородку в 6-метровой каморке, а Резанов отправил жалобу государю и потребовал от правителя Камчатки немедленного расстрела взбунтовавшегося капитана «Надежды».
   
В течение долгой полуторамесячной стоянки в порту Петропавловска, местному коменданту и неглупому, видимо, мужику — Павлу Ивановичу Кошелеву, мягко взывавшему к здравомыслию, всё же удалось их кое-как примирить.

После того как все осознали отсутствие достойной альтернативы, в конце концов поутихшие соперники отправились в Японию для выполнения намеченной посольской миссии. Однако полугодичное пребывание в далёкой Стране восходящего солнца желаемого результата не принесло — в императорском приёме послу было отказано.

В середине прохладного апреля 1804 года «Надежда» несолоно хлебавши покинула негостеприимный Нагасаки. За неделю до наступления северного лета Крузенштерн доставил несостоявшегося посла в русскую гавань Святых Петра и Павла. Здесь к обоюдному и всеобщему облегчению они расстались навсегда.

Крузенштерн продолжил картографическое описание морей. Резанов же, получив предписание из Петербурга, отправился с американским торговым судном на Аляску в столицу Русской Америки — Кадьяк. Ему предстояло решить проблему продовольственного снабжения русских колонистов.

В середине августа Иван Крузенштерн получил депешу, которой был пожалован в кавалеры Ордена Святой Анны II степени. Камергера Резанова Государь одарил массивной золотой с брильянтами — табакеркой.

В начале октября «Надежда» вновь подняла паруса — флагман экспедиции возвращался в родной Кронштадт. Ему предстояло преодолеть Индийский океан и обойти Африку.

В конце второй декады августа 1806 года «Надежда» бросила якорь в гавани Кронштадта. Здесь уже две недели стоял у пирса вернувшийся ранее шлюп Юрия Лисянского — «Нева». Тяжёлое трёхлетнее кругосветное плавание благополучно завершилось. Борта прибывших кораблей посетил император, и Крузенштерн был отмечен ещё одним орденом — Святого Владимира III степени.
    
Такая же награда, в дополнение к ордену Святого Георгия IV степени, пожалована и командиру «Невы», 33-летнему капитану-лейтенанту Юрию Фёдоровичу Лисянскому. Что касается графа Николая Резанова, то ему волею чудной судьбы и императора ещё предстояло оказаться в верхней Калифорнии.

Исполняя роль доброго снабженца, он доставит русским колонистам два судна, доверху загруженных провизией — «Юнону» и «Авось». Но отправляясь в обратный путь, увезёт с собой любящее сердце юной дочери испанского коменданта — Кончитты, увидеть которую уже не сможет никогда.

В длительной очень изнурительной поездке Николай Петрович серьёзно простудится. Он уйдёт из жизни, не дожив 38 дней до своего 43-летия. Узнав о смерти жениха через два года, обручённая с ним Кончитта — прекрасная, 17-летняя девушка, согласно легенде, удалится в монастырь до конца своих дней...