Можно сразу сказать, что недавний фильм-пародия Пола Фейга — «Шпион», это несомненная удача. Мелисса МакКарти, 45-летняя толстушка, и как персонаж, и как актриса выглядит далеко не беспомощно.
Однако потому, что пародия — жанр капризный, часто требующий весьма чёткой дозации узнаваемых штрихов, режиссёру подобная лаконичность и доверие к зрителю не всегда подвластны.
Вероятно, могло быть хуже, если бы не присутствие гротескной динамики в кадре. Зритель попросту не совсем успевает осмысливать «проколы». А они проскакивают там, где камера задерживается для излишней акцентации происходящего.
Надо отдать должное актёрам второго плана — все на своём месте, все при деле. Впечатляют стройные ряды русско-чеченской мафии во главе с её «королевой» – Рейной Бояновой в исполнении холодной Роуз Бирн.
В калейдоскопической круговерти драк, погонь и перестрелок, не успевает раздражить даже Верка Сердючка. Хотя зарубежный зритель вряд ли до конца понял, кого он видит на экране.
А вот Джейсон Стетхэм явно «достал» всех, начиная с главной героини и заканчивая зрителем последнего ряда. У Бельмондо в «Великолепном» 1973 года выпуска самопородия вышла куда изящней.
Возможно, это обусловлено более лёгким французским юмором. В отличие от последнего, пошловатые «приколы» американской кинокомедии иногда работают в обратном направлении.
На этом вполне бурлескном фоне довольно изящно смотрится шеф главной героини в ненавязчивом исполнении 55-летней Дженни Эллисон. Ей удаётся лёгкость и ускользающий сарказм реплик, соответствующий духу пародийности.
Общее впечатление неплохо снятого фильма остаётся. Сценарные метания режиссёра часто меняют территориальные площадки непредсказуемо развивающегося сюжета.
Однако экранная чехарда куда приемлемее пошловатых монологов героини и слабости её желудка. Отсюда возникает мысль о необходимости контролируемого соотношения безупречно выписанных реплик с неизбежно второсортными сценами циркового избиения вооружённых гангстеров.
Режиссёр, будто чувствует это и, пытаясь уйти от «замыленности» глаза, освежает кадр вставными «изюминками». К ним можно отнести и его собственное камео, и появление случайного пешехода — реально родного супруга Мелиссы МакКарти.
Подавая «Шпиона» как крутую «бондиану», создатели понимают, что пустым пародированием не обойтись. Нужно иметь «за душой» и что-то своё — фирменное. И у Фейга это есть. От супершпионской атрибутики до бесшабашности режиссерского стиля…
В итоге умилившись выбившейся из сил толстушкой, мы без сожаления расстаёмся с железноголовым Стетхэмом, отплывающим в далёкую «средиземку» по глади озера с... банально замкнутым периметром.