пятница, 17 июля 2015 г.

Кино СССР: «Операция «Ы» — полвека народной комедии



Пролетело пятьдесят стремительных лет со дня выхода самой знаменитой «Операции» на бывшей территории Советских Социалистических Республик. Создаётся впечатление, что фильм был снят не 42-летним режиссёром Леонидом Гайдаем, а «рождён» самим народом.
 
В далёком 1965 году чаще говорили и снимали о 20-летнем юбилее победы в кровавой Отечественной войне. Вспоминали погибших и их подвиги. И вдруг, будто солнечный лучик осветил строгую торжественность спасённого мира.

Согрел таким же мягким теплом, каким был тот далёкий май 1945 года. И люди, улыбнувшись, полюбили и режиссёра, и «Шурика» — 27-летнего «ленфильмовца», Александра ДемьяненкоО знаменитой троице — «Ник-Виц-Мор» и говорить не приходится. Образы и лица Никулина, Вицина и Моргунова были знакомы ещё по предыдущим работам Гайдая: «Пёс Барбос…» и «Самогонщики».

А после «Операции "Ы"» они превратились в живую легенду, обожаемую народом. С утра и до вечера лидера проката «крутили» все кинотеатры страны. Фильм посмотрели около 70 миллионов человек. Три комичные новеллы, объединённые одним героем, были сняты в очень красочном качестве. Гайдаю, к счастью, удалось увести актёров от пустого шутовства и назойливого переигрывания.

Чувство вкуса и меры сопутствуют удаче во всех комедиях режиссёра. А ведь это непросто. Оберегая себя от вероятности породить пошлость, нужно постоянно воспринимать свою рутинно-творческую работу крайне отстранёнными глазами. Изумительными находками в первой новелле «Напарник» стали «профи» от комедии: 45-летний Алексей Смирнов, тремя годами младший — Михаил Пуговкин и, отметивший 40-летний юбилей — Владимир Басов.

Узнаваемое «трио» также числилось в списках народных любимцев. Их экранные реплики сразу ушли в «массы» и стали подходящи ко многим «совковым» ситуациям. Маленький кинорассказ, удачно объединивший режиссёра и этих актёров, позволил им оказать друг другу и искусству большую профессиональную услугу! Не совсем привычная для сермяжных реалий тогдашней страны, новелла «Наваждение», будто бы пришла из другого мира. Она разворачивается в пространстве интеллигентной лирики и романтических взаимоотношений.

Изящная история открывает новую чудо-актрису — 19-летнюю студентку «Щукинского» училища Наталью СелезнёвуЭто первая из её заметных ролей. Актриса ещё не один раз побывает на съёмочных площадках Леонида Гайдая, ведь он всегда очень тонко чувствовал «своих» исполнителей.

Иногда режиссёру приходилось ездить за ними, как в Ленинград за «Шуриком», а иногда их приводили за руку. Именно так Пётр Градов — актёр и драматург привёл на съёмки свою дочь Танюшку.

Шестилетний чудо-ребёнок, под дружественным управлением доброго дяди Лёни Гайдая, талантливо исполнил роль непоседливой внучки Леночки из третьей новеллы, давшей название всему фильму. И спустя полвека, когда основные создатели ленты уже ушли, всё ещё есть кому рассказывать про них от первого лица.