четверг, 12 февраля 2015 г.

Робер Энрико, Юрий Антонов — 70-летние романтики от искусства

      
Робер Энрико
Первый из них не дожил полутора месяцев до своего 70-летия, уйдя из жизни 23 февраля 2001 года. Это случилось четырнадцать лет тому назад. На эти, почти полтора десятилетия, Робер Энрико пришёл в наш бренный мир раньше Юрия Антонова, встречающего свой ​​70-летний юбилей 19 февраля 2015 года.

Два неподдельных романтика от искусства — один в чудном мире режиссерского кинематографа, другой — в необъятной вселенной эстрадной песни Советского Союза второй половины ХХ века. Какая удача, что в нашем прагматичном и часто жёстком обществе временами появляются столь романтичные души редких чудо-мастеров, умеющие прекрасно передать возвышенность чувств и грустно-хрупкую красоту мира.

Робер Энрико, как очень немногие, умел это делать с помощью своих лент. Правда, по-настоящему удавшихся фильмов не всегда может быть много. Но именно два из них смогли некогда пробиться на советские экраны. Это совсем не постаревшие с 1967 года — «Авантюристы» (в советском прокате — «Искатели приключений») и потрясшее зрителя в 1975 году — «Старое ружьё». И в первом, и во втором его фильме режиссёр собрал кинозвёзд первой величины.
      
В «Авантюристах» — блестящие: Ален Делон, Лино Вентура, легендарный Серж Реджани и 24-летняя канадская модель Джоанна Шимкус. В «Старом ружье» — это непревзойдённая австрийская гордость — Роми Шнайдер, выступающая партнёршей главного героя и обожаемого французского актёра, отмеченного богом — Филиппа Нуаре.

Фильмы созданы с интервалом в восемь лет, но смотрятся так, будто сняты в едином для них — тождественном режиссёрском настроении. В их фабуле легко парит какая-то «Энриковская» трагическая грусть, перечёркивающая всю предыдущую жизнь человека и до дна опустошающая его душу.

В обоих грустных финалах своих кинолент Робер Энрико оставляет героев одинокими в самом апогее их трагического состояния. Он, будто вовсе не интересуется жизненной перспективой своих персонажей, оказавшихся в выжженной пустыне внутреннего мира. И только лишь закадровая музыка продолжает действие. Ангельски грустная, пронзительно светлая мелодия, словно не ведающая какие драматические кадры она завершает.

Композиторские шедевры молодого тогда, потрясающего самоучки Франсуа де Рубэ — истинное открытие режиссёра. Энрико обратил внимание на 20-летний талант ещё в 1959-м. Их рабочий тандем в полной мере состоялся и в «Авантюристах», и в «Старом ружье». В том же 1975-м — последнем для совместного творчества году тридцатишестилетнего де Рубэ не стало, — несчастный случай в море во время дайвинга.

Юрий Антонов
Не менее раскрывшийся к тому времени молодой певец и композитор — Юрий Антонов отметил свой ​​30-летний юбилей и первое десятилетие творческой деятельности. Уже более пяти зим и вёсен, как были написаны его нестареюще-вечные романтические шлягеры «Нет тебя прекрасней» и «Ещё вчера».

А впереди простиралась долгая перспектива радующей нас творческой работы Юрия Антонова. И сегодня, в 70-летний юбилей великого романтика и всенародного певца остаётся только радоваться, что он у всех нас есть, невзирая на географические границы. И дай бог ему как можно дальше уйти вперёд от того возрастного рубежа, на котором остановился его французский собрат по романтическому состоянию души.