среда, 24 декабря 2014 г.

Барк «Седов»: Очередная утрата капитана парусника


В начале 2015 года придёт печальная для многих дата — сорок дней неожиданной кончины капитана парусника «Седов», Максима Родионова  

Четырёхмачтовый барк "Седов"
В середине июня (19.06.) 2014 года ему исполнилось всего лишь 50… Для зелёного мор/курсанта эта солидная цифра — предтеча, увы, пенсионного «слома». Для «морских волков» — это апогей зрелости капитана парусника.

Максим Николаевич Родионов пришёл на барк «Седов» в начале третьего тысячелетия, в давнем 2005 году. Его назначили старшим помощником. В предыдущей советской жизни остались Ленинградская военная «мореходка» подводников (ВВМУПП), пятилетняя служба на полярных лодках и погоны «каплея» ВМФ.

Затем было время скучноватой для него полугодичной преподавательской деятельности на судоводительском факультете Морской Академии. И долгое 13-летнее становления уже гражданского парусного офицера — от матроса и боцмана до помощника капитана на паруснике «Мир».

Капитан Родионов М. Н.
В 2006 году Максим Николаевич Родионов занимает капитанские апартаменты самого большого в мире четырёхмачтового барка «Седов»В общем пролетает почти десяток морских лет службы на борту парусника, давно ставшего легендарным. И вот на днях, по окончании навигационного сезона 2014 года, он приводит судно на ремонт и зимнюю стоянку в Калининград. 

Но на холодном осеннем берегу… будто затаившийся в прибрежных камнях, его поджидает смертельный инфаркт. Такова она, прерванная в апогее, судьба капитана парусника… А сколько их было всего — наших ушедших командиров «Седова»?

Капитан Митрофанов П. С.
Всем, видимо, хорошо знакомо легендарное имя «капраза» Петра Митрофанова. Он дважды — в 1952 и 1981 годах, возвращал к деятельной жизни свой любимый парусник. И более десятилетия был его грамотным и бессменным командиром.

Но несмотря на самую активную деятельность в ветеранском движении капитанов парусника, ни он, ни его ученики не оставили нам внятного списка тех, кто командовал, сегодня уже — 95-летним судном.

Знаю только, что первым капитаном барка в 1946 году назначен «кап-III» А. Г. Цуканов. Больше о нём ничего не известно. В 1948-м борт принял упоминавшийся только что выше военный моряк-пограничник — П. С. Митрофанов.

Капитан Шнейдер И. Г.
Вследствие его пенсионной отставки из ВМФ в 1959 году, барк перешёл в подчинение к офицеру — действующему старпому и другу семьи, Ивану Григорьевичу Шнейдеру. В конце этого же года, по окончании единственного похода, Шнейдера почему-то «убирают».

Должность капитана судна логично передаётся старшему помощнику Нечаеву Вадиму Ивановичу. В начале 50-х этого молодого лейтенанта–повесу взял на воспитание, тогда ещё «кап-II», всё тот же Митрофанов.

Это, к всеобщему сожалению, не уберегло Нечаева — уже бывшего капитана парусника от предначертанной судьбы. Бандитский передел 90-х сделал Вадима Ивановича жертвой квартирных гангстеров, — он просто исчез. В Питере шла охота на добротную недвижимость одиноких пенсионеров...

Кап-н Нечаев В. И.
Далее для «Седова» наступает изнурительно длительная ремонтно-стояночная «эра». В этот период на борту числятся капитанами: Шульга Н. Т. (около 1965 г.) и позднее — капитан Митурич А. Л. (начало 1968 г.).

С 1969 по 1974 годы с помощью Роева В. Т., легендарный капитан-наставник Пётр Сергеевич Митрофанов занимается вторым реанимированием барка. У него в 1974 году и принимает командирскую эстафету Владимир Тимофеевич Роев. В статусе капитана парусника он завершает ремонт возрождённого корабля в 1981 году. Абсолютно не оценённый трудовой героизм...

Капитан Перевозчиков А. Б.
Перевозчиков А. Б. фигурирует в списке капитанов с 1984 по 1991 год. Однако в 1988 году появляется фамилия капитана Цауне Д. О., а с 1992 года всего единственный раз упоминается незнакомый капитан Арсентьев.

Далее следует прижизненный рассказ Максима Николаевича Родионова о том, как в мае 2005 года его заманил к себе в старшие помощники капитан парусника Виктор Михайлович Мишенев.

Вот так, сменив через год на капитанском мостике В. Мишенева, и остался на паруснике до последних дней 2014 года, Максим Родионов. Правда, в кругосветный поход 20122013 годов его назначили всего лишь дублёром, привлечённого на один рейс, другого капитана.

Капитан Мишенев В. М.
Этим почему-то очень необходимым специалистом–судоводителем оказался, всем до боли известный, капитан 25-летнего фрегата «Паллада», Николай Кузьмич Зорченко. Кажется, подстраховались, пригласив на мостик опытного, ровно на десятилетие более взрослого, морехода.

Но вот не учли одного… того как это скажется на сердце штатного капитана парусника? А оно, спустя лишь год, остановилось. Отказало, как судовой двигатель, прожив всего лишь 50 лет. Видимо, многое в нём накопилось...

Сегодня, спустя месяц после тягостной утраты командира, известно имя его приемника. Это, ещё недавно старший помощник капитана — Виктор Юрьевич Николин.

Кап-н Зорченко Н. К.
Если свести вместе в один реестр все известные нам фамилии капитанов парусника «Седов», давнишних и сегодняшних, то получится не такой уж маленький — нижеследующий предполагаемый список:

Цуканов ? ? – 1946-1948;               Митрофанов П. С. – 1948-1959; 
Шнейдер И. Г. – 1959-1960;            Нечаев В. И. – 1960-1965; 
Шульга Н. Т. – 1966-?;                     Митурич А. Л. – 1968-?; 
Митрофанов П. С. – 1969-1974;     Роев В. Т. – 1974-1981; 
Перевозчиков А. Б. – 1981-1992;   Цауне Д. О. – 1987-1988; 
Арсентьев-? ? – 1992-?;                 Мишенев В. М. – 1994-2006; 
Поляков Д. Б. 2000;                      Родионов М. Н. – 2006-2014;
Зорченко Н. К. – 2011-2013            Николин В. Ю. – 2014-2017? 


Кап-н Николин В. Ю.
До столетнего юбилея барка прошлого тысячелетия остаётся не так уж много — всего шесть лет. И если Максиму Николаевичу Родионову не суждено было стать распорядителем этого праздника, то пусть это удастся пришедшему на смену капитану парусника-легенды — Виктору Николину

А так как выход на пенсию ему предстоит только через 14 лет, то будем надеяться, что до 2028 года вряд ли придётся назначать нового капитана по столь печальному поводу как сегодня...