четверг, 6 ноября 2014 г.

МППСС-72: Музыка в море — преступление или спасение?..


Как правило, на любом яхтенном или судовом борту нередко и неизменно присутствует какая-либо радиоаппаратура, а зачастую и несколько CD-проигрывателей. Совсем невзирая на то, связано ли пребывание на палубе с отдыхом или работой, большинству из присутствующих хочется музыки. Правда, по разным причинам.

Если вы находитесь на большом расстоянии от машинного отделения, моторного отсека, или вовсе релаксируете в парусной тишине, ваше желание вполне естественно. А вот выполнимо ли оно или, вернее сказать, законно ли? 

Да, не удивляйтесь, вопрос именно так и стоит: законно ли вы поступаете, включая на борту музыку? Дело в том, что в международном сообществе существует такое положение, как МППСС-72.

Каждый судоводитель, независимо от класса и размеров управляемого им плавсредства, всегда обязан помнить, что эти Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов от 1972 года нужно не только знать, но и неукоснительно соблюдать.

Серьёзный документ состоит из пяти частей. Вторая из составляющих — часть «В» называется: «Правила плавания и маневрирования». В свою очередь, она разбита на три раздела:

Раздел I. – Плавание судов при любых условиях видимости.
Раздел II. – Плавание судов, находящихся на виду друг у друга.
Раздел III. – Плавание судов при ограниченной видимости.

В данном случае нас будет интересовать раздел первый, а вернее, заключённое в его рамках правило №5.

Оно гласит буквально следующее: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

Заметьте, — нам чётко предписывается вести не вообще аудионаблюдение, что, видимо, могло бы теоретически предполагать использование каких-либо технических оповещающих средств. Но сказано: «вести надлежащее СЛУХОВОЕ наблюдение».

А это, на мой взгляд, требует непосредственного участия в процессе — ваших личных живых ушей. И не просто ушей, а наличия в них барабанных перепонок... не вибрирующих от посторонних звуков!

Как (вполне здравомыслящее) правило №5 может сочетаться с не менее здравым желанием — иметь на борту музыкально-звуковой фон? Причём, в трактовании предписанного судовым вахтенным требования, однозначно заложено постоянное ведение наблюдения. То есть — и днём, и ночью, на любом ходу и в любой акватории.

Так или иначе, подавляющее число вполне адекватных судоводителей музыку всё же слушают. Они довольно «гуманно» — в щадящем режиме эксплуатируют радиоаппаратуру и компакт-дисковые проигрыватели в ненапряжённых судоходных ситуациях.

Интерьер ходового мостика
Однако, видимо, необходимо обозначить единое, однозначно приемлемое для водников условие. Избираемость громкости звучащей музыки в яхтенном кокпите или на ходовом мостике судна всегда должна исключительно соответствовать производимому маневру.   

Такие рабочие ситуации как проход сложных мелководных каналов, речных фарватерных узкостей, постановка на рейд и снятие с якорной стоянки, швартовка судна и отход от пирса — не должны быть ничуть затруднены звуковыми завесами тяжёлого рока или попсовых стенаний. Я уже не говорю о «стерильной» тишине во время проведения забортных спасательных работ или рискованного переговорного процесса с сомалийскими пиратами.

Тем не менее, всё же есть определённый процент строгих капитанов — водителей серьёзнотоннажных судов, круто исповедующих сегодня полностью — до самого «жвака-галса» законную букву пресловутого правила №5. Они безоговорочно жёстко запрещают расположение на капитанском мостике, на палубе или во внутренних помещениях судна каких-либо отвлекающих от несения ходовой вахты, музыкальных вещателей.

Вот как раз в этом случае, мне кажется, и созрело время разграничить понятия: надлежащее «несение вахты» и надлежащее «слуховое ведение наблюдения». Что для меня, как для капитана яхты, прежде всего, важно? А важно то, чтобы ночью вахтенный рулевой в кокпите банально не уснул! Ибо убаюканный рутинной монотонностью движения в тишине парусов, он уже не сможет, ни удерживать компасный курс, ни вести наблюдение — как визуальное, так и слуховое!

Но в качестве средства от ночной дремоты и для надлежащего несения наблюдения я как раз и использую музыку радиоприёмника! Во всяком случае, предпочитаю приёмник, так как эфирная разноголосица теребит мой полусонный мозг в несколько раз эффективнее ровного звучания CD- проигрывателя.

Нет, вымотавшись вы, конечно, сможете уснуть и под радиоприёмник. Вот только, полагаю, что вообще без слуховых шумов — это случится гораздо раньше...

Была и у меня однажды в море ситуация на ходовой вахте — без музыки. Клюнув носом, да вздрогнув телом и душой от минутного провала в мутную пазуху сна, я сразу же обнаружил на компасе огромную, 15-градусную погрешность, — увалило большим стакселем «под ветер». В тот раз, в силу отсутствия музыкального антиснотворного средства, пришлось спасаться от коварной дремоты лишь дымящейся сигаретой.

Мне могут возразить — нечего, мол, использовать на ходовом мостике музыку, когда на то есть специальная сигнальная система борьбы со сном — Dead Man alarmЭто изумительный «будильник» для ходовой вахты, активирующий громкую сирену при определённом отсутствии на мостике необходимых «телодвижений».

Прибор, который следит за движениями вахтенного настраивается на избранный времяисчисляемый интервал — от 3-х до 12 минут. И каждый раз, спустя установленный отрезок времени, вам необходимо воспользоваться кнопкой деактивации звукового включения, либо физически пересечь бесстрастный контрольно-индикаторный луч.

Идея, лежащая в основе изобретения, напоминает известный принцип, используемый в «рукоятке бдительности машиниста» железнодорожных локомотивов. Как говорится, мощность и характерная особенность звучания сигнала — и мёртвого поднимет!

В случае же фантастического исчезновения «человекообразных» из ходовой рубки вообще — как минимум активирует тревожную сирену в каюте капитана! Ну что же, с таким аргументом трудно не согласиться. Однако нужно понимать, — любая догма со временем способна войти в конфликт с общественным мнением. И, если на эту спорную тему так много и заинтересованно высказываются профессиональные мореходы, то в гипотетической перспективе правило №5 может подвергнуться ревизии и известным дополнениям.

Как бы там ни было, но сегодняшнее молодёжное поколение подрастающих капитанов, всё менее намерено воевать с сидячим образом несения вахты штурманом и рулевым, а также бороться за полное отсутствием звуков на ходовом мостике.

Да кому ещё нужно «вынашивать и рожать» законы как не тем, кто будет на реках и морях с ними жить и работать?